Гераклита и Парменида решил помирить
сицилиец Эмпедокл. Он сказал: «Ни война, ни мир на земле не вечны. Так и
во вселенной. Они сменяют друг друга, как времена года. Мир
шарообразен, но этот шар неоднороден. В нем смешаны четыре стихии:
земля, вода, воздух, огонь. А над ними властвуют две силы: Любовь и
Вражда. Наступает пора мира — и в центре мирового шара царствует Любовь,
она сливает вокруг себя четыре стихии в то самое Единство, о котором
мечтал Парменид, а Вражда отступает и лишь снаружи облегает мировой шар.
Наступает новая пора — и Вражда со всех сторон начинает проникать в
мир, вытесняя из него Любовь, а на пути своем она разобщает четыре
стихии, и они встают войной друг на друга. Наконец Вражда восседает в
центре мира, вокруг нее кипит гераклитовская война четырех стихий, а
Любовь оттеснена наружу и ждет своего часа. А потом все повторяется в
обратном порядке. Если это на что-нибудь похоже, то больше всего — на
гражданский мир и гражданскую войну в городе, где есть несколько
политических партий. Сейчас мир на полпути: то ли от Вражды к Любви, то
ли наоборот».
Как Фемистоклу не давали спать лавры
Мильтиада, так Эмпедоклу — лавры Пифагора. Он тоже хотел быть пророком и
чудотворцем. Когда ему предложили царскую власть, он отверг ее: «Лучшее
из растений — лавр, из животных — лев, из людей — мудрец, а вовсе не
царь». Держался он еще величавее, чем царь, носил пурпурный плащ,
золотую повязку на голове и медные сандалии. Учение свое он изложил
стихами и читал эти стихи в Олимпии. А когда в Олимпии его колесница
одержала победу на играх, он принес в жертву быка из медового теста и
пряностей, потому что пифагорейский закон запрещал убивать животных.
В одном городе люди часто болели оттого,
что вода в реке была нездоровой. Эмпедокл провел к ней канал от другой
реки, и болезни прекратились. В другом городе вода была здоровой, а люди
все равно болели. Эмпедокл догадался, что это оттого, что ветры, дующие
на город из-за гор, были нездоровыми; он приказал загородить бычьими
кожами ущелья в горах, и болезни прекратились. С этих пор его прозвали
«ветроловом». В этом был не только восторг перед его проницательностью,
но и насмешка над его тщеславной погоней за почестями. Тщеславен он был
до крайности и считал, что равных ему нет на свете. Однажды он сказал
Пармениду: «Трудно найти истинного философа!» — «Да, — невозмутимо
ответил Парменид, — для этого надо самому быть истинным философом».
Он не хотел умирать, как все люди, а хотел
сжечь себя, как Геракл, чтобы сделаться богом. Почувствовав приближение
смерти, он вскарабкался на огнедышащую Этну и бросился в ее жерло. Лава
выбросила на склон его медную сандалию.
Учение о четырех стихиях Эмпедокл перенял
от пифагорейцев. (Вы помните, какими геометрическими фигурами обозначали
пифагорейцы эти стихии?) Он рассуждал, как из них строится мироздание, а
его современник Алкмеон, тоже пифагореец, рассуждал, как из них
строится человеческое тело. В нем четыре жизненных сока: кровь, слизь,
желтая желчь и черная желчь. Если между ними равновесие, «равнозаконие»,
как в хорошем государстве, — человек здоров; если оно нарушено —
человек болен. Душевные свойства человека тоже зависят от смешения
четырех соков (смешение — по-латыни «темперамент»; может быть, вы
слышали это слово). Основных темпераментов — четыре: бодрый — сангвиник,
вялый — флегматик, вспыльчивый — холерик, мрачный — меланхолик. Имена
эти значат: «кровник», «слизевик», «желчевик» и «черножелчевик»; понятия
эти до сих пор употребляются в психологии.
Сто лет спустя в Эмпедокловой четверке
тасующихся стихий навел покой и порядок Аристотель. Как он это сделал,
мы узнаем после. Самое же любопытное — то, что этими понятиями
пользуется и современная наука, только по-другому их называет. Если бы
Эмпедокл услышал, как мы говорим: «Есть четыре состояния вещества:
твердое, жидкое, газообразное и плазма», — он узнал бы в них свои четыре
стихии.