Как современная физика вспоминает таким образом порой о четырех стихиях Эмпедокла, так современная химия — об атомах Демокрита.
У Эмпедокла картина мира была похожа на
картину города, раздираемого борьбой четырех партий. Демокрит спросил
себя: а откуда берутся сами эти партии? В городе — это понятно: люди
сходных мыслей случайно встречаются, знакомятся, начинают держаться
вместе, к ним присоединяются новые и новые, и так возникает целое
большое общество.
Может быть, так же устроен и мир? Он
состоит из частиц, мелких до невидимости и густо носящихся в пустоте,
как пылинки в солнечном луче. С течением времени они начинают как бы
сортироваться: крупные к крупным, круглые к круглым, треугольные к
треугольным. (Почему? Насыпьте на блюдо песок и потрясите: крупные
песчинки выйдут наверх, мелкие останутся внизу. Вот так же и мировые
частицы.) Так образуются сперва четыре стихии: из крупных частиц —
земля, из круглых — огонь и так далее, а потом — отдельные вещи.
Мы не можем видеть эти частицы, но мы их
чувствуем: если в теле много гладких частиц, оно кажется глазу светлым, а
вкусу сладким, и наоборот. Поэтому не надо, как Парменид, говорить, что
мир, ощущаемый нами, — «ненастоящий», и не надо, как Гераклит,
горевать, что наш ум не угонится за его изменчивостью. Нужно только быть
внимательным и вдумчивым — и мир поддастся изучению.
Попутно такое рассуждение давало ответ и
на задачу Зенона об Ахилле и черепахе. Зенон говорил: «Раз нет в мире
бесконечного деления — значит, нет никакого деления, значит, есть только
неделимое Единство». А мы лучше скажем: раз нет бесконечного деления —
значит, есть деление конечное, вплоть до таких мелких частиц, разделить
которые уже невозможно. Государство мы разделили на партии, партии — на
людей, но людей-то мы уже делить не можем: полчеловека ни в какую партию
не годятся. Так и в мироздании: все можно делить, пока не получатся
наши частицы-пылинки, а их уже не разделишь. Демокрит так и называл эти
частицы: «неделимые» — по-гречески «атомы».
Как же будет выглядеть погоня Ахилла за
черепахой? Сперва Ахилл будет делать широкие шаги, потом — в угоду
Зенону — все более мелкие, чтобы покрыть сперва половину расстояния до
черепахи, потом половину половины и так далее и наконец сделает такой
маленький шажок, что меньше уже никак нельзя сделать, а можно только
повторить такой же. Вот тут-то все и кончится: этим следующим шагом
Ахилл обгонит черепаху — и здравый смысл восторжествует.
Таким образом, Демокрит отчасти уступал
страху перед бесконечностью: он не допускал бесконечности внутри вещей,
не допускал бесконечной делимости. Зато он первый допустил бесконечность
снаружи вещей: наш мир — не единственный на свете, вокруг него все та
же бесконечная пустота, и в ней — все те же бесконечно толкущиеся атомы,
и где-нибудь они слагаются в новые и новые миры. Этой бесконечности,
этого беспорядка Демокрит не пугался. Бесконечность внутри вещей опасна,
как опасна гражданская война внутри города: того и гляди, зайдешь
мыслью в тупик, как зашел Зенон. А бесконечность вокруг нас не устоит
против наступления нашей мысли, как не устояла огромная Персия перед
сплотившейся в строй Грецией. О любознательности Демокрита рассказывали
чудеса. Он говорил: «Найти объяснение хотя бы одного явления — отрадней,
чем быть персидским царем!» Отец его был богатейшим человеком в городе
Абдере — когда Ксеркс проходил через Абдеру, отец Демокрита выставил
угощение всему его войску. В благодарность Ксеркс оставил у него в доме
персидских мудрецов: они передали юному Демокриту свою восточную
мудрость. Когда отец умер, Демокрит отказался от земли, домов и стад, а
взял сто талантов денег и поехал путешествовать в Египет, Вавилон и еще
дальше. Вернулся он без денег, поселился в уединенном месте, занимался
непонятными науками и смеялся над людьми, которые ищут счастья в чем-то
другом. Его привлекли к суду за растрату отцовского наследства — он
прочитал перед судьями свою книгу «Большой мирострой». Судьи сочли его
сумасшедшим и вызвали к нему лучшего врача всей Греции — Гиппократа
Косского. Гиппократ побеседовал с ним и объявил абдерским жителям:
«Демокрит — мудрец, а сумасшедшие — это вы». Абдериты не удивились: их
давно все почему-то считали поголовными дураками, вроде наших
пошехонцев. Они дали в награду Демокриту новые сто талантов и поставили
ему статую.
Демокрит прожил сто лет. Перед смертью он
ослеп. Говорили, будто он сам ослепил себя, глядя на отражение солнца в
медном щите; это затем, чтобы ничто вокруг не отвлекало его от научных
раздумий. Приближение смерти он почувствовал накануне женского
праздника. Старушка-сестра Демокрита опечалилась: из-за траура она не
могла бы участвовать в празднике. Демокрит был добрый человек. Есть он
уже не мог; он попросил принести свежевыпеченного хлеба и, вдыхая его
запах, прожил три праздничных дня, чтобы не огорчать сестру.
«Смеющийся философ» — таким запомнили его потомки. |