Греки любили составлять списки
знаменитостей. Великих эпиков было двое: Гомер и Гесиод; великих
трагиков трое: Эсхил, Софокл и Еврипид; великих ораторов десятеро, и
перечислять мы их сейчас не будем; чудес света семь, с ними мы еще
встретимся. А великих лириков, преемников Терпандра и Ариона? Конечно,
их было девять — по числу девяти Муз:
Муз провозвестник священный, Пиндар; Вакхилид, как сирена, Пеньем пленявший; Сафо, цвет эолийских харит; Анакреонтовы песни; и ты, из Гомерова русла Для вдохновений своих бравший струи Стесихор; Прелесть стихов Симонида; и снятая Ивиком жатва Юности первых цветов, сладостных песен любви; Меч беспощадный Алкея, что кровью тиранов нередко Был обагряем, права края родного храня; Женственно-нежные песни Алкмана, — хвала вам! Собою Лирику начали вы и положили ей грань. Не
обо всех этих поэтах сохранились такие же яркие рассказы, как о
Терпандре и Арионе. Молчат предания и о старшем из девяти, благодушном
Алкмане, и о младшем, благодушном Вакхилиде; молчат о буйном Алкее, всю
жизнь проведшем в междоусобных войнах на Лесбосе, и о мирном старике
Анакреонте, развлекавшем застолье Поликрата на Самосе. А об остальных
рассказы были.
Самый сказочный из них — о Сафо. Среди
девятерых она была единственная женщина; «десятая Муза», — называли ее.
Конечно, это не давало покоя сочинителям красивых легенд. Они не могли
вообразить Сафо невлюбленной и только думали: в кого? Наконец придумали.
Между островом Лесбосом и материком, рассказывали они, плавал паром, а
паромщиком на нем был юноша Фаон. Однажды случилось ему перевозить одну
старушку, такую слабую и убогую, что он ее пожалел и не взял с нее
платы. А старушка та была сама богиня Афродита, следовавшая куда-то по
тайным своим делам. За доброе сердце она одарила Фаона дорогим, но
опасным даром: приворотным зельем, внушавшим любовь всем женщинам. В
этого любимца Афродиты и влюбилась Сафо. Но он от нее отвернулся: как
соловей поет дивные песни, а сам невзрачен, так Сафо сочиняла прекрасные
стихи, а сама была некрасивой, маленькой и смуглой. Отвергнутая им,
Сафо взбежала на Белую Скалу на Лесбосе и бросилась в море. А Фаона
потом убили мужья тех женщин, которые были в него влюблены. Сафо
написала много замечательных стихов, но их забыли, а легенду о Фаоне
помнили.
О Стесихоре рассказывали, что однажды он
написал песнопение о похищении Елены и начале Троянской войны. В ту же
ночь он ослеп. Он взмолился богам. Тогда в сновидении ему явилась
обожествленная Елена и сказала: это наказание за то, что он сочинил про
нее такие недобрые стихи. Стесихор сложил тогда новое песнопение — о
том, что Парис увез в Трою совсем не Елену, а только призрак ее,
настоящую же Елену боги перенесли в Египет, и она пребывала там, верная
Менелаю, до самого конца войны. И этот странный миф умилостивил героиню:
Стесихор прозрел.
Ивик был странствующим певцом. Однажды он
шел лесной дорогой, спеша на состязания, и на него напали разбойники.
Умирая, он взглянул в небо — там летела вереница журавлей. «Будьте моими
мстителями!» — воззвал он к ним. Разбойники только посмеялись. Убив
певца и поделив его добро, они пошли в город — посмотреть на те
состязания, до которых так и не дошел Ивик. Неслись колесницы, бились
кулачные бойцы, соревновались певцы — и вдруг в небе над полем
показались журавли. «Вот они, Ивиковы мстители!» — сказал убийца убийце.
Эти слова были услышаны. Народ заволновался. Сказавшего схватили,
начался допрос, а за допросом — признание и казнь. По этому рассказу о
заговорившей совести Фридрих Шиллер написал (а В.А. Жуковский перевел)
знаменитую балладу «Ивиковы журавли».
Симониду один борец заказал песню в честь
своей олимпийской победы. Обычно эти песни писались так: в начале и в
конце — хвала победителю, его городу и роду, а в середине — какой-нибудь
миф. Симонид вставил в середину миф о героях-борцах Касторе и
Полидевке, сыновьях Зевса. На пиру в честь победы хор пропел эту песню.
Но заказчику показалось, что миф занял слишком много места, а хвала —
слишком мало, и он заплатил Симониду только треть обещанной награды, «а
остальное пусть заплатят Кастор и Полидевк». Пир продолжался; вдруг
вошел раб и сказал, что поэта Симонида хотят видеть двое могучих юношей,
явившихся неведомо откуда. Симонид вышел — никого не было. И тут за
спиною у него раздался грохот, и пиршественный чертог рухнул на
пирующих. Погибли все, кроме Симонида. Так расплатились Кастор и
Полидевк.
Пиндар был самым знаменитым из девяти
лириков — недаром в стихотворном перечне он назван первым. Сами боги
пели его стихи: один путник, заблудившийся в горах, встретил там бога
Пана, который распевал песню Пиндара. И рождение и смерть Пиндара были
чудесны. Когда он, новорожденный, лежал в колыбели, пчелы слетелись к
его устам и наполнили их медом — в знак, что речь его будет сладкой как
мед. Когда он умирал, ему явилась во сне Персефона и сказала: «Ты воспел
всех богов, кроме меня, но скоро воспоешь и меня». Прошло десять дней, и
он умер; прошло еще десять дней, он явился во сне своей
родственнице-старушке и продиктовал ей гимн в честь Персефоны. Так и за
гробом он слагал стихи. |