Когда семеро мудрецов изрекали свои правила
поведения, им не нужно было придумывать что-то новое: все эти мысли
давно были выношены народной мудростью, им оставалось лишь высказать их
коротко и ярко. Когда же один из этих мудрецов, а потом его ученики
стали задумываться не о законах человеческой жизни, а о законах мирового
устройства, то мысль их пошла по нехоженым путям. Правила семи мудрецов
были проверены веками: это была мудрость. Новые, неиспытанные домыслы
никто не решался назвать мудростью: это было лишь «стремление к
мудрости», «искание мудрости». И новые мыслители сами стали себя
называть не «мудрецы», а «любомудры»: по-гречески — «философы».
Над первыми философами смеялись. Зачем
искать неизвестное и ненадежное, когда есть известное и надежное? Зачем
думать об устройстве мира, когда и устройство земной жизни приносит
столько хлопот? Все с удовольствием рассказывали, как однажды Фалес
Милетский вышел ночью наблюдать светила, но не посмотрел под ноги и упал
в колодец, а служанка сказала ему: «Что в небе, ты видишь, а что под
ногами, не видишь?»
Впрочем, учения первых философов звучали с непривычки так странно, что посмеяться было легко.
На одном конце греческого мира, в Милете,
философ Фалес (тот самый, один из семи мудрецов) говорил ученикам: «Все
на свете создалось из воды». Его ученик Анаксимандр не соглашался с ним:
«Все на свете создалось из неопределенности». Ученик Анаксимандра
Анаксимен не соглашался и с этим: «Все на свете создалось из воздуха». А
в соседнем городе Эфесе Гераклит откликался по-своему: «Все на свете
создалось из огня».
На другом конце греческого мира, в городе
Кротоне, философ Пифагор говорил ученикам совсем непохожее: «Все на
свете создалось из числа. Единица — это точка, двойка — линия, тройка —
плоскость, четверка — тело. Кроме того, двойка — число женское, тройка —
число мужское, пятерка — число супружества, восьмерка — число дружбы,
десятка — число мудрости и совершенства. Пирамида есть знак огня, куб —
земли, восьмигранник — воздуха, двенадцатигранник — воды. Семь струн на
лире, семь светил на небе, каждое из них звучит, как струна, и звуки их
слагаются в музыку сфер».
Странно? Странно. Но если подумать, то окажется, что мысль первых философов была удивительно разумна и последовательна.
Фалес и его ученики рассуждали так. Давайте
для каждого понятия подбирать другое понятие, более широкое и общее.
Что такое Фалес? Житель Милета. Что такое житель Милета? Грек. Что такое
грек? Человек. Что такое человек? Живое существо. А что такое живое
существо? Тут, пожалуй, и не ответишь: такого общего понятия еще нет в
языке. Начнем с другого конца. Что такое вот эта штучка в перстне?
Аметист. Что такое аметист? Камень. Что такое камень? Вещество. А что
такое вещество? Опять нельзя дать ответа: опять мы пришли к тому самому
общему понятию, которого еще нет в языке. Как же назвать это понятие,
которое должно охватывать все, что есть на свете, — и человека, и
камень, и траву, и ветер? «Назовем его водой», — говорил Фалес. Почему
он так говорил? Может быть, потому, что воду легче всего видеть и
твердой, и жидкой, и газообразной; а может быть, потому, что он
вспоминал древний миф, по которому прародителем всего, что есть на
свете, был старец Океан, объемлющий весь мир. Последователи Фалеса
соглашались с этим ходом мысли, но не соглашались с названием и
предлагали другие. Какое же из этих названий победило? То, которое два
века спустя предложил философ Аристотель. Он предложил для самого общего
понятия обо всем, что есть на свете, слово «лес» — лес как строительный
материал, из которого делаются любые постройки. Римляне, перенимая
греческую философию, перевели это слово на свой язык: по-латыни
«строительный лес» будет «материес». А отсюда пошло то слово, которым и
до наших дней философы обозначают все вместе взятое, что существует на
свете, — слово «материя». Вам еще не приходилось встречать это слово в
таком важном значении? Не беда, еще придется.
Пифагор рассуждал иначе. Хорошо, думал он,
пусть человек и камень одинаково состоят из воды, огня или чего угодно,
но ведь тем не менее человек и камень — это совсем не одно и то же! В
чем же между ними разница? Очевидно, разница — в их внутреннем строении.
А что такое строение? Это размеры и соотношение частей. А чем
определяются размеры и соотношения? Числом! Стало быть, сущность любого
предмета со всеми его качествами можно выразить числом: число — начало
всего. Да вот и пример: кто из людей сильнее — мужчина или женщина?
Мужчина. А какие из чисел сильнее — четные или нечетные? Нечетные:
потому что четное можно разделить пополам, и от него ничего не
останется, а нечетное нельзя разделить бесследно — от него всегда
останется единица в остатке. Вот и получается, что числом женщины будет
двойка, первое четное число, а числом мужчины — тройка, первое нечетное
число (единица не в счет), а числом брака — пятерка, их сумма… и так
далее, и так далее.
Нам незачем следить за ходом мысли первых
философов во всех подробностях. Скажем одно: какого ни взять мыслителя в
истории европейской мысли за две с половиной тысячи лет, взгляды его,
бесконечно упрощая, всегда можно будет свести или к взглядам Фалеса, или
к взглядам Пифагора: или к «материализму», или к «идеализму», как
выражаются философы. Но это — уже за пределами нашей книги. |