В категории материалов: 32 Показано материалов: 1-30 |
Страницы: 1 2 » |
Сортировать по:
Дате ·
Названию ·
Рейтингу ·
Комментариям ·
Просмотрам
В
одном из древнегреческих мифов рассказывается о том, как царь
Пигмалион, который был искусным скульптором, создал статую прекрасной
девушки Галатеи. Статуя была так великолепна, что Пигмалион влюбился в
нее и упросил богиню любви Афродиту оживить изваяние. Богиня выполнила
просьбу, и Пигмалион женился на возлюбленной. |
Художник пишет красками на плоскости
холста. Предметы на картине не потрогаешь, не обойдешь со всех сторон,
ведь все изображенное на ней — лишь иллюзия. У скульптуры же есть
реальный объем. |
Большинство древнейших скульптур
относится к эпохе каменного века (40–20 тысяч лет назад). Археологи
нашли их в глубоких пещерах. |
Обычно картину мы рассматриваем с одного
места. А вот свободно стоящую, или, как ее еще называют, круглую
скульптуру нужно смотреть со всех сторон. Ведь с разных ракурсов мы
можем увидеть что-то новое, неожиданное в замысле ее творца. |
Рельеф (от латинского relevo — выступ, выпуклость, подъем) можно назвать рисунком глиной или выпуклой картиной. |
Обычно
это просторное помещение с высоким потолком и большими окнами. На полу —
ящики с глиной, куски камня и дерева, мешки с гипсом… На стеллажах —
готовые или почти законченные скульптуры. Мастерская напоминает рабочий
городок, ведь здесь рождаются замыслы будущих статуй, ведутся все
подготовительные работы: скульптор и его помощники замешивают глину,
рубят камень, готовят формы для отливки скульптуры в металле. |
Прежде чем приступить к созданию
скульптуры, мастер наносит на бумагу очертания будущего произведения,
постепенно, шаг за шагом прорисовывая его в разных поворотах, уточняя
необходимые детали, г Известно, что великий Микеланджело делал множество
эскизов для своих скульптур.
|
Скульптуру создают из разных материалов: мягких — пластилина, глины, воска или твердых — мрамора, гранита, известняка, песчаника, дерева, слоновой кости. |
Но, конечно, самый прочный и долговечный материал для скульптуры — металл. Особенно ценят скульпторы бронзу. |
Главный «инструмент» скульптора — руки.
Это они придают влажной глине узнаваемые формы, разглаживают ее или,
наоборот, «взрыхляют». В готовой скульптуре хорошо видно, как прикасался
к ней мастер: иногда — ласково и неторопливо, иногда — энергично, с
силой прочерчивая борозды, подправляя форму. |
По представлениям древних египтян,
человек, пройдя земной путь, воскресает для вечной жизни в потустороннем
мире — Дуате. В момент смерти его покидает жизненная сила Ба. Но если
тело сохранить нетленным, Ба возвратится в него. |
Самый известный древнеегипетский
портрет — цветной бюст царицы Нефертити, жены фараона Эхнатона,
правившего Египтом в XIV в. до н. э., обнаружил в 1912 г. немецкий
археолог Боркхард во время раскопок в Ахетатоне. |
В ноябре 1922 г. мир облетела весть об
удивительном открытии. Английский археолог Г. Картер обнаружил в Долине
Царей на берегу Нила гробницу фараона Тутанхамона. Видимо, о том, где
она находится, забыли еще в древности — над ней в скале вырубили новую
усыпальницу. Только по этой счастливой случайности воры не разграбили
гробницу Тутанхамона. |
Одним из самых могучих государств
древнего сирийская держава. Ее цари завоевали огромную территорию — от
Синайского полуострова до Армении, от Малой Азии до Египта. Держава эта
просуществовала недолго — она пала под ударами врагов. Захватчики
разрушали ее памятники, а песок пустыни заносил города. |
Искусство скульптуры Юго-Восточной Азии в период средневековья развивалось под влиянием буддизма. |
К середине I тысячелетия н. э. в Индии
господствующей религией стал индуизм, вобравший в себя и древнейший
культ предков, и почитание природных сил и священных животных, и учение о
делении общества на касты. |
Еще
в VI — начале V в. до н. э. греческие поэты воспевали спортивные
состязания. Многочисленные гимнасионы были открыты для граждан Афин —
самого богатого и просвещенного города Греции. Здесь будущие воины не
только приобретали необходимые навыки, но и совершенствовали свое тело. |
Акрополь — скалистое возвышение в
центре Афин, где находились главные святыни города. Архитектурный
ансамбль Афинского акрополя был возведен в середине V в. до н. э., в
классический период (то есть время расцвета) греческого искусства. Всеми
художественными работами на Акрополе руководил Фидий — самый известный и
выдающийся скульптор того времени. |
Среди семи чудес древнего мира были две
огромные статуи: Зевса из его храма в Олимпии и бога солнца Гелиоса на
острове Родос (Колосс Родосский). Об этих, к сожалению, не сохранившихся
скульптурах мы можем судить лишь по описаниям античных авторов и
изображениям на монетах. |
Широкая мраморная лестница ведет к
стройной колоннаде. Высокий цоколь колоннады украшен фризом с
горельефным изображением битвы олимпийских богов и титанов. Это
реконструкция Пергамского алтаря (сооружения для жертвоприношений). |
В период господства Древнего Рима
(конец VI в. до н. э. — IV в. н. э.) в истории скульптуры наступила
эпоха портрета. В отличие от греков, ваявших идеального человека,
римляне создавали совсем иные образы — жесткие, порой беспощадные в
своей правдивости. |
В XIII в. в Англии, Германии, Испании,
Чехии и в Польше строили храмы во «французской манере», как окрестили ее
современники. Легкие, почти невесомые, своими остроконечными шпилями
они словно выражают устремленность к Небу. |
В период раннего средневековья, в
скульптуры XI–XII вв., Церковь требовала от скульпторов, чтобы они
превозносили лишь религиозные чувства. |
Донато ди Никколо ди Бетто Барди
(прозванный Донателло (около 1386–1466), был первым великим скульптором
итальянского Возрождения, которое началось в XIV в. в Италии и затем
распространилось по другим европейским странам. |
Творчество Микеланджело Буонарроти
(1475–1564), гениального скульптора, архитектора, живописца и поэта, —
одна из вершин мировой скульптуры. Его работам присущи мощь и размах,
пластическое совершенство, утверждение страстной веры в человека —
творца и героя. |
Много лет жизни Микеланджело трудился
над гробницей папы Юлия II. Замысел ее неоднократно менялся, и работа
так и не была завершена. Одна из самых замечательных скульптур гробницы —
«Моисей». |
Лоренцо Бернини (1598–1680) был не
только Италии талантливым скульптором, но и архитектором, театральным
художником-декоратором, живописцем и рисовальщиком. Жизнь его была
долгой и успешной. |
В конце XIX в. французский скульптор Огюст Роден (1840–1917) первым отказался от устоявшихся веками идеалов красоты. |
В период средневековья, с X по XII в., в
русском искусстве почти не было скульптуры. Православная церковь
запрещала статуи, объявляя их «идолами». Лишь в начале XVIII в. царь
Петр I привез в Россию первые образцы западноевропейской скульптуры,
пригласил иностранных ваятелей украшать парки и дворцы. |
Петербург построен на берегу Невы по
велению Петра I. Его архитектурные ансамбли создавали лучшие русские и
зарубежные архитекторы XVIII–XIX вв.: Д. Трезини, Ф. Растрелли, А.
Ринальди, К. Росси, А. Воронихин, А. Захаров… |
|