В конце XIX в. французский скульптор Огюст Роден (1840–1917) первым отказался от устоявшихся веками идеалов красоты.
Свои скульптуры он создавал в
неизвестной до той поры технике свободной лепки, допускающей
«неправильности» и преувеличения ради большей художественной
выразительности. На первый взгляд многие произведения Родена кажутся
грубоватыми, порой даже некрасивыми. Люди показаны в резких поворотах,
их движения и жесты угловаты. Скульптор нередко подчеркивает трагическое
одиночество своих персонажей, их бессилие перед жестокой судьбой. В то
же время Роден был вдохновенным певцом обнаженного человеческого тела,
любил изображать танец, создавал трогательные детские портреты.
В 1880 г. Роден получил заказ на
монументальные двери для Музея декоративных искусств в Париже. Он
задумал воссоздать эпическое величие «Божественной комедии»
средневекового итальянского поэта и философа Данте. В ней рассказывается
о странствиях людей по всем сферам мироздания — от зловещего Ада до
безмятежного и прекрасного Рая. В скульптурном убранстве дверей — «Врат
ада» — Роден хотел представить многочисленных героев, измученных
страстями, познавших горечь несбывшихся надежд. О. Роден. Врата ада,
бронза, 1880–1917 (один из невоплощенных эскизов). Это произведение,
для которого Роден создал множество скульптур, так и не было завершено.
Роден
работал над «Вратами ада», произведением, в котором выразил свои
тревоги, мысли, мечтания, всю жизнь, но так и не закончил их. Осталось
множество скульптур, предназначенных для этого грандиозного творения.
Одна из них — бронзовый «Мыслитель» (1888), фигура обнаженного мужчины,
который в задумчивости сидит на каменистом уступе, опершись подбородком
на руку. Он кажется спокойным. Но это внешнее спокойствие рождает у
зрителя ощущение его несокрушимой внутренней силы — этим «Мыслитель»
напоминает мощные образы Микеланджело. Но, в отличие от своего великого
предшественника, Роден не стремится воплотить красоту человеческого
тела. Руки и ноги Мыслителя нарочито укрупнены, линии тела угловаты.
Перед нами — портрет творческой личности, находящейся в мучительных поисках истины и потому обреченной на одиночество.
Предназначался для «Врат ада» и
«Поцелуй». Своим лирическим настроением и нежностью эта скульптурная
группа должна была «оттенять» скорбные и трагические образы. Роден
повторял сюжет «Поцелуя» и в мраморе, и в бронзе, каждый раз создавая
вдохновенный гимн любви. О. Роден. Поцелуй,
мрамор, 1886–1898. В отличие от других своих произведений, в «Поцелуе»
Роден воплотил классическую правильность пропорций — фигурам он придал
плавность линий, нежные, тающие контуры.
В
1884 г. скульптор получил заказ на памятник шестерым гражданам
Кале. Старинная французская хроника повествует о том, что в XVI в., в
пору Столетней войны, Кале осадили английские войска. Изнуренным голодом
жителям противник поставил условие: осада будет снята, если шесть самых
уважаемых горожан явятся к английскому королю с ключами от городских
ворот. Шесть патриотов вызвались идти на верную смерть. Король Эдуард по
просьбе своей супруги сохранил им жизнь.
Роден показал граждан Кале в момент
решающего испытания, когда они в длинных холщовых рубахах, с веревками
на шее предстали перед врагом. Каждый готов к смерти, каждого охватывают
горькие раздумья. Один отрешенно смотрит в землю, размышляя о
бессмысленности и трагичности своей судьбы. Другой, еще молодой,
обхватил руками голову, он почти в отчаянии. Третий рукой прикрыл глаза,
как бы защищаясь от предстоящих страданий. Безмолвное отчаяние и боль
всех персонажей прорываются наружу в поднятой руке их товарища, словно
вопрошающего Небо о справедливости происходящего.
Чуть поодаль от всех стоит человек
средних лет, у него ключ от города. Он держится гордо и независимо,
смотрит прямо перед собой, а его волевое лицо выражает решимость
достойно принять испытания.
«Граждане Кале» Родена — новое слово в монументальной скульптуре.
Герои впервые предстали как обычные
люди, без ореола возвышенной красоты. Не случайно Роден хотел, чтобы
этот памятник стоял на городской площади без пьедестала и сливался с
толпой людей, а не возносился над ними. К сожалению, это пожелание
скульптора не было выполнено. О. Роден. Граждане Кале, бронза, 1884–1888. Скульптурная группа, установленная на площади Кале, напоминает о мужестве и чести его граждан.
Творчество
Родена оказало огромное влияние на европейскую скульптуру XX в. Его
мастерская в Париже стала настоящей школой для многих известных
скульпторов. |