Петербург построен на берегу Невы по
велению Петра I. Его архитектурные ансамбли создавали лучшие русские и
зарубежные архитекторы XVIII–XIX вв.: Д. Трезини, Ф. Растрелли, А.
Ринальди, К. Росси, А. Воронихин, А. Захаров… Именно в Петербурге
появились первые в России памятники монументальной светской скульптуры.
В 60-х годах XIX в. только что
вступившая на престол Екатерина II задумала установить на Сенатской
площади, откуда открывается величественный вид на Неву, памятник Петру
I. Он должен был прославить величие империи и саму просвещенную
императрицу. Исполнить замысел пригласили французского скульптора Этьена
Мориса Фальконе. Он создал монумент, который стал символом Петербурга и
грандиозных преобразований его основателя. Недаром А.С. Пушкин сделал
памятник Петру I героем своей поэмы. И с легкой руки поэта он получил
второе название — «Медный всадник». Э.М. Фальконе. Памятник Петру I в Петербурге, бронза, 1765–1782.
О замысле памятника Фальконе писал:
«Монумент мой будет прост… Я
ограничусь лишь статуей этого героя, которого я не трактую ни как
великого полководца, ни как победителя, хотя он, конечно, был и тем, и
другим. Гораздо выше личность созидателя, законодателя, благодетеля
своей страны…
Мой царь не держит жезла; он
простирает свою благодетельную десницу над объезжаемой им страной. Он
поднимается на верх скалы, служащей ему пьедесталом, — это эмблема
побежденных им трудностей»
Конь,
вздымающий всадника над пропастью, олицетворяет неумолимый бег времени,
ход истории, судьбы России… Об этом писал А.С Пушкин:
Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта?
В 1837 г., в 25-летнюю годовщину
изгнания французов из России, на площади перед Казанским собором в
Петербурге установили два бронзовых памятника полководцам,
прославившимся в войне с Наполеоном, М.Б. Барклаю де Толли и М.И.
Кутузову. Автором их был скульптор Б.И. Козловский.
Барклай де Толли пристально смотрит
вдаль, придерживая левой рукой плащ, накинутый поверх мундира.
Маршальский жезл он отвел в сторону, словно готовясь поднять его. Лицо
Барклая сосредоточенно и сурово, он такой, как его описал Пушкин в своем
стихотворении «Полководец»:
«…Спокойный и угрюмый, / Он, кажется, глядит с презрительною думой…»
Кутузов же показан в решительном
движении. Он шагает, повелительно простирая левую руку с
фельдмаршальским жезлом, а правой сжимая опущенную шпагу. Лицо волевое,
но чуть лукавое и добродушное. Вся его фигура выражает устремленность к
победе и уверенность в своих силах. Б.И. Козловский. Кутузов, бронза, 1837. В образе Кутузова скульптор словно воплотил строки Пушкина:
«Когда народной веры глас
Воззвал к святой твоей седине:
«Иди, спасай!»,
ты встал — и спас.»
Посреди
Невского проспекта, на Аничковом мосту, нас встречают «Укротители
коней» — четыре бронзовые композиции, выполненные П.К. Клодтом в 30-х
годах XIX в.
Скульптор, бывший кавалерист, знаток
лошадей, показал не борьбу с разъяренными животными, а мирное укрощение
верховых коней. Движения укротителей точны, профессиональны. Юноши
натягивают уздечку, кони встают на дыбы, пытаются вырваться, но победа
сильного и ловкого человека очевидна. П.К. Клодт. Конная группа на Аничковом мосту в Петербурге,
бронза. 1830-е годы. Прежде чем приступить к созданию четырех конных
групп, скульптор долго изучал лошадей, делая многочисленные зарисовки
лучших рысаков орловской породы.
Один
из дворцов Государственного Эрмитажа охраняют десять гранитных
атлантов. Атлант в греческой мифологии — это гигант, держащий на своих
плечах небесный свод. В память о нем все скульптуры-опоры,
поддерживающие перекрытия, стали называть атлантами.
Гранитных атлантов Эрмитажа создал
скульптор А.И. Теребенев в 40-е годы XIX в. Их головы увенчаны венками
из колосьев. Сильные руки заведены за голову. Лица грозны и
величественны. В облике атлантов, как и в самой архитектуре дворца,
царит строгость и простота. |