В XIII в. в Англии, Германии, Испании,
Чехии и в Польше строили храмы во «французской манере», как окрестили ее
современники. Легкие, почти невесомые, своими остроконечными шпилями
они словно выражают устремленность к Небу. Камень превращается в легкое
кружево, а стена как будто растворяется, уступая место огромным окнам с
цветными витражами… Позже к таким храмам стали относиться презрительно,
считая, что им недостает меры и ясности. Поэтому их назвали готическими —
по имени варваров — готов, когда-то разоривших Италию. Осталось это
название и в те времена, когда отношение к готической архитектуре
изменилось.
Скульптура готических соборов — это
удивительный мир, населенный христианскими святыми, персонажами Библии и
странными чудовищами, рожденными народной фантазией.
Скульптура в храме служила не только
для украшения. Она наглядно рассказывала неграмотным об основных
христианских истинах, подвигах святых, напоминала о том, что ожидает
людей после смерти… Вверху: Реймский
собор, как и все готические соборы Франции, кажется устремленным к
небу. Средневековые зодчие научились строить так, что вся тяжесть здания
ложилась на его каркас. Это позволило им возводить тонкие стены с
огромными окнами и поднимать своды собора на недосягаемую прежде высоту
Внизу: Мадонна с Младенцем. Персонажи позднеготической скульптуры уже кажутся совсем живыми.
В
каждом знаменитом готическом соборе Франции — Парижском, Реймском,
Амьенском и Шартрском — около двух тысяч скульптур! Они повсюду: в
обрамлении порталов (врат), на карнизах между этажами, в нишах
декоративных башенок. Средневековые мастера своим необыкновенным
трудолюбием стремились совершить подвиг во славу Бога.
Статуи святых (у каждого свои атрибуты —
предметы, по которым их можно было узнать) стоят по стенам храма в
определенном порядке. Утверждал его не скульптор, а особая комиссия.
Согласно христианскому вероучению, храм символизирует весь мир, а каждая
его часть — какую-нибудь сторону земли или неба.
Поэтому можно сказать, что скульптура представляла собой «население» этого огромного, сложного, символического мира — храма. |