Среди семи чудес древнего мира были две
огромные статуи: Зевса из его храма в Олимпии и бога солнца Гелиоса на
острове Родос (Колосс Родосский). Об этих, к сожалению, не сохранившихся
скульптурах мы можем судить лишь по описаниям античных авторов и
изображениям на монетах.
Но частично уцелела до наших дней
скульптура одного из семи чудес древнего мира — Галикарнасского
мавзолея, гробницы царя Мавсола. Он был правителем небольшого
эллинистического государства IV в. до н. э. — Карийского царства на
побережье Малой Азии. Долгое
время считалось, что найденная в середине XIX в. неподалеку от турецкой
крепости Бодрум огромная мраморная статуя — скульптура Мавсола. Сейчас
ученые склоняются к мнению, что это портрет одного из предков царя.
В
высоком постаменте огромного (высота 46 м, длина около 77 м) мавзолея
находилась усыпальница Мавсола и его жены Артемисии, а на следующем
этаже — храм с колоннадой. Завершала мавзолей ступенчатая пирамида,
увенчанная мраморной квадригой. Вероятно,
так был устроен Галикарнасский мавзолей. Поскольку он не сохранился,
современные его реконструкции различаются в деталях.
Вход
в мавзолей охраняли мраморные статуи львов и скачущих всадников. Статуи
стояли и между колоннами, и на ступенях постамента. Нижнюю часть стен
покрывали рельефы.
Архитектурные детали мавзолея и статуи были раскрашены в красный, синий, пурпурный, коричневый, желтый цвета.
Мавзолей простоял почти 1500 лет.
В XV в. крестоносцы разрушили его и на этом месте возвели замок Св. Петра. Позже турки превратили его в крепость Бодрум.
В середине XIX в. английский ученый Ч.
Ньютон неподалеку от Водрума обнаружил 66 статуй и фрагментов статуй
людей, лошадей, львов, колесницы, колонн и постамента. В числе находок —
огромные мраморные статуи, как поначалу считали ученые, Мавсола и
Артемисии. Сейчас предполагается, что это статуи предков царя.
Среди грубо отесанных каменных плит
крепости внимание Ньютона привлекли вставленные кое-где мраморные плиты.
Оказалось, что это часть рельефа Галикарнасского мавзолея,
запечатлевшего битву греков с амазонками — легендарными
женщинами-воительницами. Создали рельеф греческие скульпторы IV в. до
н. э. Скопас, Леохар, Тимофей.
На одной из плит изображены четыре фигуры сражающихся. Грозная амазонка обороняется от воина в шлеме, с большим круглым щитом.
Справа на земле сидит раненая амазонка,
а склонившийся над ней воин готов нанести последний удар. Фигуры греков
и амазонок исполнены силы и отваги. Холодный мрамор оживает: мы словно
слышим звон мечей, свист стрел, воинственные кличи. Древнегреческий
горельеф со сценами борьбы греков с амазонками — один из уцелевших
фрагментов убранства Галикарнасского мавзолея. |