Рельеф (от латинского relevo — выступ, выпуклость, подъем) можно назвать рисунком глиной или выпуклой картиной.
Скульптор словно налепливает картину на
плоскость, изображая все, что доступно графике или живописи, но
недоступно круглой скульптуре. Например, море, деревья, облака, здания,
предметы интерьера и т. д. Изображение в рельефе отстоит от плоскости
фона на разную высоту. В горельефе (от французского haut —
высокий) фигуры выступают более чем наполовину своего объема и кажутся
выпуклыми. Горельефами украшены фронтоны древнегреческих храмов, фриз
Пергамского алтаря, Триумфальная арка Тита в Риме. В барельефе (от французского bas
— низкий) изображение выступает менее чем наполовину объема, кажется
плоским. Барельефов много на памятниках Древнего Египта, Греции, Ассирии
и средневековой Европы. Мраморный горельефный портрет супругов работы скульптора Т. Ломбарди, 1510
Колонны
многих храмов Древнего Египта сплошь покрыты врезанным рельефом, очень
похожим на рисунок, где вместо линий — прорезанные углубления-борозды.
Мастера итальянского Возрождения
считаются изобретателями живописного рельефа, построенного по законам
перспективы: чем дальше предмет, тем он меньше — точно так же, как и в
картине. Предметы, ближайшие к зрителю, скульптор делает более
объемными, чем отдаленные, а самые дальние лишь прочерчивает, и они
сливаются с фоном. Именно так в XV в. выполнил свои знаменитые рельефы
восточных дверей флорентийского баптистерия (помещения для обряда
крещения) итальянский скульптор Лоренцо Гиберти. Л. Гиберти. Жертвоприношение Исаака. Фрагмент бронзовых дверей флорентийского баптистерия, 1410
Изображая
сложные многофигурные сцены из Ветхого завета, мастер незаметно
переходит от почти круглой скульптуры на первом плане к плоским деталям
архитектуры и пейзажа на дальнем. Это действительно похоже на
«скульптурную картину», которая рождает у зрителя иллюзию объема и
глубины пространства. А это — пример древнеегипетского врезанного рельефа.
|