Посвященный
богине Афине и мифическому царю Эрехфею храм Эрехтейон на Афинском
акрополе знаменит своим портиком, перекрытие которого поддерживают
скульптуры девушек-кариатид.
Еще
в VI — начале V в. до н. э. греческие поэты воспевали спортивные
состязания. Многочисленные гимнасионы были открыты для граждан Афин —
самого богатого и просвещенного города Греции. Здесь будущие воины не
только приобретали необходимые навыки, но и совершенствовали свое тело.
Древние греки считали, что красота тела неотделима от красоты внутренней, духовной.
Раз в четыре года со всех концов Греции
народ стекался в Олимпию, чтобы посмотреть спортивные соревнования в
честь Зевса Олимпийского.
Во время священных Олимпийских игр прекращались войны.
Лучшие атлеты состязались в беге, метании диска и копья, кулачном бою и других видах спорта. Победителя прославляли как героя.
Его награждали лавровым венком и в его
честь рядом со стадионом устанавливали памятную статую. Скорее всего,
она не была точным портретом победителя, а изображала идеально
прекрасного атлета.
Один из самых знаменитых памятников
древности — «Дискобол» скульптора Мирона (2-я четверть V в. до н. э.).
Обнаженный атлет отвел назад руку с диском, готовясь к броску. Мускулы
тела напряжены, он предельно сосредоточен, но лицо бесстрастно. Эта
сдержанность эмоций, возвышенная просветленность при огромной внутренней
напряженности всех сил — характерная черта греческой скульптуры того
времени. Мирон. Дискобол, мрамор, V в. до н. э.
Автором
другой прославленной статуи — «Дорифор» (копьеносец) был Поликлет из
Аргоса. Стройный юноша отдыхает после трудного состязания, но следы
напряжения еще видны по вздувшимся жилам опущенной руки. В этой
скульптуре впервые в древнегреческой пластике решена труднейшая задача:
атлет стоит не на прямых ногах, а очень естественно опирается на одну
ногу, отставив другую, чуть согнутую в колене. Поликлет. Дорифор, мрамор, V в. до н. э.
Поликлет
прославился еще тем, что он первый определил и пластически выразил
совершенные, гармоничные пропорции человеческой фигуры, то есть
соотношения разных частей тела. Установленный им канон более ста лет
господствовал в греческом искусстве. Согласно канону Поликлета, длина
ступни должна была составлять 1/6 длины тела, высота головы — 1/8.
Эти пропорции строго соблюдены в «Дорифоре». В облике этого атлета воплотились представления греков о совершенстве человека. |