Много лет жизни Микеланджело трудился
над гробницей папы Юлия II. Замысел ее неоднократно менялся, и работа
так и не была завершена. Одна из самых замечательных скульптур гробницы —
«Моисей». Грозного ветхозаветного пророка (он провозгласил законы,
которые стали важной частью христианского учения) Микеланджело изобразил
сидящим, втрое выше человеческого роста. Моисей — весь как сжатая
пружина: на мощном теле вздуваются мускулы, тяжелый плащ, перекинутый
через ногу, словно не дает ему встать… «Если вы не видели этой статуи, вы не имеете понятия о возможностях скульптуры», — говорил французский писатель XIX в. Анри Стендаль. Микеланджело. Моисей, мрамор, 1513–1515.
В
1520 г. Микеланджело получил заказ на создание интерьера и статуй для
гробниц членов семьи Медичи в усыпальнице этих властителей Флоренции.
Работа над капеллой Медичи в церкви Сан-Лоренцо совпала с тяжелейшим
испытаниями в его жизни.
В 1527 г. Рим захватили испанцы, папа
Климент VII заключил с их императором Карлом V союз против Флоренции.
Микеланджело встал в ряды защитников города, руководил возведением
военных укреплений. Флоренция пала в 1530 г. Микеланджело пришлось
скрываться, опасаясь мести Климента VII. Но папа простил его и заставил
продолжить работу.
Крушение надежд, разочарование — все это отразилось в исполненных трагизма скульптурах капеллы Медичи.
Гробницы двух герцогов, Лоренцо и
Джулиано Медичи, Микеланджело разместил вдоль стен. Каждую гробницу он
оформил в виде композиции из трех фигур. Наверху, в четырехугольной
нише, портрет умершего, а под ним, на крышке саркофага, — аллегорические
фигуры «Утро», «Вечер», «День» и «Ночь». Они, по замыслу Микеланджело,
должны напоминать о неумолимом беге времени, приближающем человека к
смерти.
На покатых крышках саркофага гробницы
Лоренцо — фигуры «Утро» и «Вечер». Молодая женщина, аллегория утра, с
трудом пробуждается ото сна. Она только что скинула покрывало с лица и
словно застыла, не в силах подняться. На ее лице предчувствие боли и
страдания, которые несет ей новый день, на груди веревки — символ
рабства. Микеланджело. Надгробие герцога Джулиано, мрамор, 1520–1534. Философский смысл фигуры «Ночи» сам Микеланджело раскрыл в своих стихах:
«Отрадно спать, отрадней камнем быть,
О, в этот век, преступный и постыдный.
Не жить, не чувствовать — удел завидный.
Прошу, молчи, не смей меня будить»
Мужская
фигура — «Вечер» — кажется более сильной и активной. Но и она скована
усталостью. Микеланджело сознательно оставил голову незаконченной. Из-за
необработанной поверхности камня у зрителя возникает ощущение, что
очертания статуи словно тают во мгле, как бывает в вечерних сумерках. Микеланджело. Победа. мрамор, 1532–1534. Эта статуя, как и Моисей, предназначалась для гробницы папы Юлия II.
Статуя
Лоренцо Медичи — не портрет умершего, а возвышенный образ благородного
рыцаря. Лоренцо одет в парадные военные доспехи — символ славы. Он
опирается локтем на шкатулку с драгоценностями (символ богатства).
Поднеся палец к губам, он словно просит не нарушать тишину.
Саркофаг Джулиано Медичи украшают статуи «День» и «Ночь».
«День» — мощная, глыбоподобная мужская
фигура, словно с трудом уместившаяся на узкой крышке саркофага.
Наступивший день не несет радости и покоя — вновь Микеланджело воплощает
в камне образ человека, в котором дремлют огромные жизненные силы.
«Ночь» — самая трагическая фигура в
капелле Медичи. Немолодая женщина, словно растратив жизненные силы,
забылась в тревожном сне. Ее поза мучительно неудобна, голова поникла.
Маска (символ покоя) и сова (символ ночной жизни) — атрибуты изнемогшей
«Ночи». Микеланджело. Надгробие герцога Лоренцо, мрамор, 1520–1534. О том, как скульптор замыслил надгробия герцогов Медичи, Вазари писал:
«…Он решил, что у земли недостаточно
величия для достойной их гробницы, но пожелал, чтобы все стихии
вселенной в этом участвовали и чтобы четыре статуи их окружали, покрывая
собой усыпальницы…»
|