В период раннего средневековья, в
скульптуры XI–XII вв., Церковь требовала от скульпторов, чтобы они
превозносили лишь религиозные чувства.
Тело, учила Церковь, — вместилище греха, поэтому скульпторам не разрешалось изображать полнокровное и тем более обнаженное тело.
Один из самых ярких образцов ранней
готической скульптуры — убранство западного портала (1145–1155) собора в
Шартре. Вытянутые, почти бесплотные фигуры святых с одинаковыми лицами и
улыбками, в длинных одеждах, под которыми словно и нет тела, стоят на
столбах, обрамляющих вход в храм. Скульптуры еще не имеют
самостоятельной ценности — они лишь часть столбов, дополнение к богатому
архитектурному убранству храма. Западный, центральный, портал Амьенского собора, как и весь храм, словно кружевом, покрыт скульптурами. Всего
сто лет разделяет скульптуры западного и южного порталов собора в
Шартре. Но как все изменилось! В XIII–XIV вв. другим стало отношение
человека к миру: он начал постигать радость бытия и преклоняться перед
земной красотой. Церковь по-прежнему требовала от скульпторов, чтобы они
воспевали страдания, скорбь, смирение, грусть — словом, те чувства,
которые, по ее мнению, только и испытывали святые. Но мастера того
времени уже смело использовали многие достижения древнегреческого
искусства: они научились делать фигуры «настоящими», достигать пропорций
в сложных композициях. По сравнению с бесстрастными героями греческой
классики средневековая скульптура кажется очень эмоциональной.
Скульптуры южного портала по-прежнему
связаны с опорой-колонной, но уже отделяются от стены. Лепка становится
объемнее, позы — свободнее, движения — раскованнее, и рыцари, епископы,
святые оживают. Пожалуй, самая пленительная фигура южного портала —
святой Федор, похожий на странствующего рыцаря. Он стоит в
непринужденной позе, опираясь на тяжелое копье. Его нежное,
одухотворенное лицо обрамлено длинными волнистыми волосами. Западный
портал Шартрского собора украшен скульптурами святых, которые стоят на
обрамляющих его столбах. Посмотри, какие они вытянутые и «бесплотные» —
под длинными одеждами святых словно и нет тел. Центральный портал
готических соборов обычно посвящался Христу и был украшен сценой
Страшного суда, правый, южный, — Богородице, левый, северный, — особенно
почитаемому в тех краях святому. Скульптурные
группы Знатная дама и Дьявол (стр. 30) и Монахиня и Дьявол с южного
портала Шартрского собора. Выполненные через столетие после скульптур
западного портала, они уже не имеют удлиненных пропорций и отделены от
стены, а позы фигур кажутся очень естественными.
Скульптурная
группа «Встреча Марии с Елизаветой» (около 1220) находится справа от
центрального входа в Реймский собор. Сюжет взят из библейской легенды,
рассказывающей о том, как встретились Мария и Елизавета, которые как раз
в это время готовились стать матерями — Христа и Иоанна Крестителя. Обе
женщины слегка повернулись друг к другу, чуть наклонив головы и подняв в
приветствии правые руки. Они очень разные: усталая, полная внутренней
горечи, немолодая Елизавета и юная, сияющая тревожной радостью Мария. Ее
душевное волнение скульптор подчеркнул множеством складок одежды. Из-за
них поверхность камня, кажется, начинает вибрировать, наполняться
движением. Скульптурные группы Благовещение (слева) и Мария и Елизавета (справа) с южного портала Реймского собора.
В
Реймском соборе много других скульптур, рассказывающих о жизни
Богоматери. Например, «Благовещение». В Библии говорится, как ангел
принес Марии благую весть о том, что у нее родится «сын Божий» —
Христос.
Скульптор изобразил хрупкую, задумчивую
Марию, которая внимает словам лукаво улыбающегося ангела. Этот стройный
ангел с нежным, аристократическим лицом, в элегантной нарядной одежде
напоминает галантного, жеманного кавалера. Его лицо покоряет светлой
улыбкой. Эту скульптуру так и называют — «Реймская улыбка». Золотая Богоматерь
— скульптура с южного портала Амьенского собора, камень, 1240–1245.
Культ Богоматери в средневековой Европе был очень распространен, поэтому
скульптура Богоматери с Младенцем есть в любом католическом храме. |