Художник пишет красками на плоскости
холста. Предметы на картине не потрогаешь, не обойдешь со всех сторон,
ведь все изображенное на ней — лишь иллюзия. У скульптуры же есть
реальный объем. К ней можно прикоснуться и ощутить выпуклость формы,
шероховатость камня, холодную гладь металла или тепло дерева. Поэтому
скульптуру иногда называют пластикой (от греческого plastikos — годный для лепки, податливый, пластичный).
В живописи можно запечатлеть все что
угодно: людей, сказочные фантазии, исторические события, виды природы…
Возможности скульптуры более ограничены. Скульпторы в основном
изображают человека, иногда — животных. Казалось бы, их произведения
должны быть однообразными. Но на самом деле это не так, ведь образ
человека многогранен. И в этом легко убедиться, сравнив два
произведения.
Посмотри, например, на скульптуру
«Диадумен» (атлет, повязывающий на голову ленту). Ее создал в середине
V в. до н. э. знаменитый греческий скульптор Поликлет. Атлет стоит
горделиво, осознавая свое достоинство победителя, чуть устало опустив
голову. Гимн во славу человека — вот что можно сказать об этой статуе
(так еще называют крупные произведения круглой скульптуры).
А вот другой пример. Сказочного старичка
«Стрибога» в начале XX в. вырезал из дерева русский скульптор СТ.
Конёнков. Это тоже изображение человека, только мысли и настроения у
зрителя оно рождает совсем другие. Стрибог — древнеславянское божество,
его ноги и посох напоминают корни дерева, волосы и длинная борода —
изгибы ствола. 1. Палеолитическая Венера, камень, около 22 000 до н. э. 2. Поликлет. Диадумен, мрамор, середина V в. до н. э. 3. Богоматерь с Младенцем, раскрашенное дерево, около 1270. 4. С.Т. Конёнков. Стрибог, дерево, начало XX в. 5. Микеланджело. Пленник, или Умирающий раб, мрамор, 1513–1516.
6. Жан Арп. Сновидение, бронза, 1937.
Посмотри, как в этих скульптурах, выполненных в разные эпохи из разных материалов, их создатели воплотили образ человека. |