По представлениям древних египтян,
человек, пройдя земной путь, воскресает для вечной жизни в потустороннем
мире — Дуате. В момент смерти его покидает жизненная сила Ба. Но если
тело сохранить нетленным, Ба возвратится в него.
Поэтому египтяне бальзамировали тела
умерших, превращали их в мумии и строили прочные гробницы с
погребальными камерами, в которые было трудно попасть.
Если в гробницу проникнут грабители и
уничтожат мумию, Ба лишится своего тела. Чтобы человек воскрес, даже
если пропадет мумия, египтяне оставляли в гробнице его вечное подобие —
статую из камня. Она была точным портретом умершего (иначе Ба может
ошибиться и не узнать «свою» статую), да к тому же на статуе непременно
писали его имя. И потому что человек обретал бессмертие благодаря
скульптору, его называли санх, то есть творящий жизнь. Статуи
царевича Рахотепа и его жены Нофрет из раскрашенного известняка (2600
до н. э.) были сделаны для гробницы Рахотепа. Сейчас они находятся в
Египетском музее Каира.
В
скульптуре Древнего Египта царили строгие правила изображения людей. У
сидящих статуй прямая спина и статичная поза. Руки лежат на коленях или
одна прижата к груди. Взгляд широко открытых глаз устремлен вдаль.
Таковы каменные скульптуры царевича Рахотепа и его жены Нофрет. Они
раскрашены: у Рахотепа смугло-золотистое тело, белая повязка на бедрах,
черные короткие волосы, у Нофрет — более светлая кожа, белое облегающее
платье, красивая прическа из пышных волос, ее голову украшает узорчатая
диадема, на шее — цветное ожерелье.
Знаменитую статую царского писца Каи
археологи нашли в одной из гробниц. Когда первый луч солнца проник в ее
вековой мрак, оттуда сверкнули два словно живых глаза. Ученые
установили, что глаза из горного хрусталя, блестящего черного дерева и
белоснежного алебастра вставляли статуе лишь во время обряда ее
«оживления». Ведь египтяне считали глаза вместилищем души. Поэтому
вставить статуе глаза — все равно, что вернуть ей душу. Статуя писца Каи,
раскрашенный известняк, 2490 до н. э. В Древнем Египте писцы
пользовались большим почетом, ведь изучение египетской письменности было
делом очень сложным.
В
погребальную камеру рядом с саркофагом — большим футляром в форме
человеческой фигуры — египтяне клали все, что потребуется умершему в
загробной жизни: домашнюю утварь, мебель, одежду и… слуг. Но, конечно,
не настоящих, а маленькие деревянные статуэтки. Прекрасная коллекция
таких статуэток хранится в петербургском Эрмитаже. Здесь и ткачихи,
сидящие у станка, и повара, жарящие гуся на вертеле, и грузчики, несущие
мешок с зерном…
В гробницах находят также фигурки со
скрещенными на груди руками, с корзиной или сосудом для воды за спиной.
Они имеют явное портретное сходство с умершим. Их называли ушебти (ответчики). Возможно, эти «копии» умерших должны были выполнять на том свете самую тяжелую работу. Статуэтка служанки, найденная в одной из гробниц. |