Искусство скульптуры Юго-Восточной Азии в период средневековья развивалось под влиянием буддизма.
Основатель этой религии индийский
царевич Сиддхартха Гаутама (623–544 до н. э.) нашел способ избавления
людей от страданий, за что его назвали Буддой, то есть просветленным. Он
учил, что человек после смерти рождается вновь и вновь, многократно
испытывая страдания, на которые его обрекает жизнь. Освободить от
страданий может лишь нирвана — состояние безмятежного, блаженного
покоя. Чтобы достигнуть ее, человек должен отрешиться от желаний, не
лгать, не творить зла.
Главное место в буддийском искусстве занимают изображения Будды, его ближайших помощников бодхисэтв,
которые наставляли людей, помогали им в невзгодах, и сцен из их жизни. А
поскольку буддизм вобрал в себя многие местные культы, буддийские храмы
населяют разные фантастические существа, духи-охранители, божества
древнейшей мифологии… Сюжетов для скульптуры было великое множество —
пожалуй, гораздо больше, чем в христианской средневековой Европе.
Все средневековые мастера, изображая
Будду, следовали канону (правилам изображения). Каждая деталь имела
определенное значение. У Будды волнистые волосы, которые прикрывают
выпуклость, «шишку мудрости», на темени — ушнишу. Глаза его полузакрыты. На лбу — родимый знак урна, символизирующий совершенство Будды, мочки ушей удлинены.
Будда сидит на лотосе в состоянии
глубокой сосредоточенности — медитации. Вокруг головы — нимб, сияние в
виде расходящихся кругов, символ его божественной власти. Эта
каменная статуя Будды из древнеиндийской области Гандхары была создана
во II–III вв. В ней все пронизано покоем: мягкие черты лица Будды,
плавные изгибы складок его одеяния, неподвижность позы…
Неисчислимые
сокровища культовой, то есть имеющей отношение к религиозному
поклонению, скульптуры сосредоточены в буддийских пещерных храмах Индии и
Китая. Каждый из таких храмов — грандиозная каменная «энциклопедия».
Всматриваясь в изваяния, верующий постигал основные истины буддизма,
настраивался на медитацию.
В индийском пещерном монастыре в
Аджанте (конец V–VI вв.) фасады пещер украшены статуями Будды и
буддийских божеств, а также более древних богов. Здесь есть и
грациозные, гибкие красавицы, и таинственные, могущественные змеи —
воплощение духов природы. Выполненные в очень высоком рельефе, они
заполняют все углубления между колоннами, ниши стен. Скульптурные формы
пышные и округлые, как набухающие цветочные бутоны, а плавные линии
фигур словно сплетаются в растительный узор, напоминающий о щедрой
тропической природе.
Один из самых грандиозных буддийских
храмов Китая расположен в скалах Лумэня (Ворота дракона) в провинции
Хэнань. Высоко в горах была вырублена знаменитая 117-метровая скульптура
сидящего Будды Вайрочана — божества космического света. В его облике
соединилось реальное и идеальное, земное и небесное.
Лицо Будды, отрешенное от мирских тревог, непроницаемое, воплощало идею обретения нирваны.
В других гротах Лумэня стоят каменные
статуи бодхисатв в пышных нарядных одеждах. Бодхисатвы с нежными,
кроткими лицами изображены в пластичных позах.
В Японии, в гигантском 50-метровом
деревянном храме Дайбуцудэн (Большой Будда), находится главная святыня
монастыря Тодайдзи — 16-метровая бронзовая статуя Будды. Ее сооружали
около 10 лет в середине VIII в. Неоднократно она разрушалась, но ее
восстанавливали, последний раз — в конце XVII. Мощная, глыбоподобная
фигура сидящего Будды поражает величием и мистической напряженностью.
Глаза Будды полузакрыты, ладони сложены. Когда-то статуя была
раскрашена, позолочена, одежду покрывала тончайшая гравировка. Известно,
что для изготовления статуи потребовалось около 520 т меди и 450 кг
золота.
Среди других скульптур монастыря
Тодайдзи особой выразительностью отличаются выполненные из раскрашенной
глины свирепые цари-охранители (VIII–XII вв.), напоминающие и сказочных
демонов, и бесстрашных самураев. Облаченные в воинские доспехи, они
готовы поразить своими острыми мечами каждого, кто воспротивится их
воле… Вверху: Древнеиндийские скульпторы вырезали гигантские статуи Будды прямо в скалах.
Внизу: Японский царь-охранитель. |