К середине I тысячелетия н. э. в Индии
господствующей религией стал индуизм, вобравший в себя и древнейший
культ предков, и почитание природных сил и священных животных, и учение о
делении общества на касты. Последователи индуизма поклоняются двум
главным богам: Вишну — хранителю мира и Шиве, олицетворяющему движение
жизни в природе. В честь Вишну и Шивы сооружали величественные храмы, в
глубине которых, в святилище, находилась главная святыня — обычно
небольшая бронзовая статуя.
На юге Индии во многих храмах Шивы
особенно популярным был образ четырехрукого «танцующего Шивы» — Шива
Натараджа. Он исполняет свой «космический» танец в небесном чертоге на
священной горе Кайласа в Гималаях. В правом ухе Шивы — удлиненная
мужская серьга (символ мужского начала), а в левом — круглая женская
(символ женского начала). Танцуя, бог как бы творит мир, охраняет и
разрушает его. Правой ногой Шива стоит на поверженном карлике — демоне
зла и невежества. Из карлика словно вырастают две полукруглые ветви
«мирового древа» с листочками, похожими на языки пламени. Шива заключен в
огненное кольцо, символизирующее силы вселенной. Касаясь руками и ногой
кольца, Шива приводит его в движение, то есть управляет миром. В правой
руке Шива держит двусторонний барабанчик — символ пробуждения
вселенной.
Поднятой вверх левой рукой он
удерживает пламя Агни — символ обновления и очищения мира. Вторая правая
рука Шивы согнута в локте — это жест ободрения, а вторая левая
указывает на поверженного демона. От головы бога разлетаются 30 прядей
волос — волны излучаемой космической энергии. Шива танцует, закрыв
глаза, с легкой загадочной улыбкой на устах. На лбу у него есть третий
глаз. Два глаза — это солнце и луна, а третий и самый главный — огонь. Танцующий Шива. Французский скульптор Роден называл статуи танцующего Шивы «самым замечательным в мире изображением ритмического движения». Храмы, сооруженные в честь Шивы, всегда украшены многочисленными статуями. |