Акрополь — скалистое возвышение в
центре Афин, где находились главные святыни города. Архитектурный
ансамбль Афинского акрополя был возведен в середине V в. до н. э., в
классический период (то есть время расцвета) греческого искусства. Всеми
художественными работами на Акрополе руководил Фидий — самый известный и
выдающийся скульптор того времени.
Каждую четвертую осень на Акрополь
поднималась торжественная процессия граждан. Здесь в честь
покровительницы города — богини Афины отмечался праздник Панафинеи. Люди
несли щедрые дары богине, совершали жертвоприношения перед главным
храмом Акрополя — Парфеноном, обителью Афины. Внутрь храма с его статуей
Афины войти могли лишь жрецы. Самые красивые афинские девушки целый год
ткали для богини новую одежду пеплос, которую во время
религиозной церемонии надевали на древнейшую деревянную статую Афины,
стоявшую в небольшом, посвященном ей же храме Эрехтейон, неподалеку от
Парфенона.
Входя на Акрополь через парадные ворота
Пропилеи, процессия попадала на площадь, где возвышалась отлитая Фидием
семиметровая бронзовая скульптура Афины Промахос (предводительницы в
битвах). Афину — богиню мудрости и справедливости, богиню-воительницу —
греки представляли прекрасной женщиной.
Древнегреческие божества, в отличие от
древнеегипетских, всегда имели облик человека — спокойного, уверенного и
величавого. Греческие боги — верховный бог Зевс, могущественный владыка
морей Посейдон, хозяйка царства животных Артемида, богиня любви
Афродита и все другие — жили на горе Олимп, но часто спускались на землю
к людям, чтобы участвовать в их делах… И художники Древней Греции
сосредоточили свое внимание на человеке, который стал как бы центром
мира. На
горельефе с Парфенона запечатлен момент битвы между лапифами,
мифическими обитателями горной Фессалии, и кентаврами, которые
олицетворяют варваров, побежденных цивилизованными греками. Чтобы
усилить иллюзию глубины пространства, скульптор «оторвал» некоторые
части фигур от фона, сделав их в полном объеме.
Бронзовая
статуя Афины Промахос, как и многие другие работы Фидия, не
сохранилась. О том, как она выглядела, мы знаем по более поздним копиям.
К счастью, уцелело несколько фрагментов мраморных рельефов фриза
Парфенона, созданных при непосредственном участии Фидия. Фриз опоясывал
лентой длиной 160 м и высотой чуть более 1 м колоннаду всех четырех
сторон храма, и на нем запечатлена процессия афинян в дни Панафиней. На
этом фрагменте западного фриза Парфенона изображены всадники, которые
замыкали торжественное шествие афинян в последний день Панафиней.
Древние греки верили, что именно Афина Паллада научила человека
запрягать лошадей и управлять ими.
Стройные
и сильные юноши ведут жертвенных животных, несут на плечах ритуальные
сосуды, запрягают коней, за ними на разгоряченных конях едут всадники в
коротких плащах, мчатся квадриги с возничими и воинами в полных
доспехах… Фигуры, перекрывающие друг друга, показаны в разных поворотах —
это создает впечатление глубокого пространства. Движение каждого
участника процессии подчеркнуто мягкими изгибами складок одеяний,
выразительными жестами рук, поворотами голов… В древности фриз был
раскрашен: на синем фоне ярко выступали фигуры из бело-желтого мрамора.
К лучшим творениям Фидия принадлежат и
три женские фигуры с восточного фронтона Парфенона. Возможно, они
изображали мойр, богинь судьбы, дочерей повелителя олимпийских богов
Зевса и Фемиды. Две богини сидят, третья полулежит. Их величественные и
одновременно грациозные фигуры лишены расслабленного покоя: волнение
передается струящимися складками длинных полупрозрачных одежд, сквозь
которые просвечивают прекрасные тела богинь.
Даже колонны храмов древнегреческие
мастера превращали в скульптуру. Храм Эрехтейон знаменит своим южным
портиком, где вместо колонн крышу поддерживают шесть кариатид. Вероятно,
слово кариатида происходит от кора — девушка, которая во время
культовых церемоний на Акрополе несла на голове корзины с плодами.
Шесть девушек грациозно поддерживают
головами тяжелое перекрытие портика. Глубокие складки их одежд
напоминают каннелюры — вертикальные желоба в мраморных колоннах
греческого храма. Эти три женские фигуры с восточного фронтона Парфенона — богини Лето, Диона и Афродита, присутствующие при рождении Афины. |