В период господства Древнего Рима
(конец VI в. до н. э. — IV в. н. э.) в истории скульптуры наступила
эпоха портрета. В отличие от греков, ваявших идеального человека,
римляне создавали совсем иные образы — жесткие, порой беспощадные в
своей правдивости. Вероятно, эта особенность римского искусства
объясняется древним обычаем снимать восковые маски с умерших. Маски
предков хранились в каждом знатном римском доме, ими и пользовались
скульпторы, работая над портретом.
Когда в музее проходишь мимо рядов
мраморных римских портретов, перед глазами словно оживает история
Римской империи. Волевые патриции, безмятежные римлянки, мужественные и
грозные, жестокие и властолюбивые императоры… Все они жили во времена
беспрерывных войн, междоусобных распрей, восстаний рабов, борьбы за
власть…
Завоевав Грецию, римляне были покорены
ее искусством. Отсюда они целыми кораблями вывозили мраморные и
бронзовые статуи, которыми римские вельможи украшали свои виллы. С них
делали и копии. Поэтому греческая скульптура оказала огромное влияние на
искусство Древнего Рима. Женский портрет, мрамор, 69–96.
Вот
большая мраморная статуя императора Августа (27 до н. э. — 14 н. э.) из
Прима-Порты, которая выставлена в Ватиканском музее. Август-оратор
обращается к народу. Правую руку он поднял в повелевающем жесте, левой
поддерживает императорскую тогу. От древнеримского историка Светония мы
знаем, что Август был невысокого роста и не отличался крепким
телосложением. Скульптор же, в традициях древнегреческой пластики,
представил его совершенным атлетом. Лишь лицо обладает портретным
сходством: спокойный взгляд, характерная челка. Император Август, мраморная статуя из Прима-Порты.
Портрет
преемника Августа императора Тиберия производит зловещее впечатление
из-за холодного взгляда, злобной отчужденности от происходящего вокруг.
Светоний писал о жестокости Тиберия: он казнил всех своих родственников,
придумывал изощренные пытки и казни. Смерть удалившегося в конце жизни
на остров Капри Тиберия, по словам Светония, «вызвала в народе
ликование».
В портретном бюсте Каракаллы, римского
императора начала III в., также нет отблеска греческого благородства.
Это жестокий воин с грубым лицом, короткими вьющимися волосами и
бородой. Нахмуренные брови, взгляд, полный тревожной подозрительности… Император Каракалла. Скульптор
очень точно передал характер деспота, который, по свидетельству
современников, в своей утонченной жестокости дошел до того, что бывал
особенно ласков с теми, кого он предназначал к смерти, так что больше
боялись его ласки, чем его гнева».
Со
времен Римской империи сохранился самый древний в европейской скульптуре
конный памятник — бронзовая конная статуя императора Марка Аврелия
(II в.). Могучий конь словно шагает гордой поступью, всадник поднял руку
в приветствии… Но лицо Марка Аврелия отрешенное, самоуглубленное,
усталое. Реалистический портрет императора-философа кажется
противоречащим героическому образу смелого полководца. Конная статуя Марка Аврелия (166–180). Хотя
этот император был философом-стоиком (в своей книге «Наедине с собой»
он писал: «…Все относящееся к телу подобно потоку, к душе — сновидению и
дыму. Жизнь — борьба и странствие по пустыне»), его бронзовый монумент
современники воспринимали как символ военной мощи Рима.
В
конце III — начале IV в. римские портреты сильно изменились. Скульпторов
меньше занимают красота и величие облика, характер и настроение
человека. Внешность начинают передавать упрощенно: огромные глаза,
условно-декоративная шапка волос, нередко искаженные пропорции тела. Это
было связано с тем, что наступала новая эпоха — эпоха христианского
мировоззрения.
Внешняя красота стала считаться
неглавной, все внимание уделялось духовному началу в человеке. Яркий
памятник того времени — огромная голова Константина I (начало IV в.). В
портрете его создателю удалось передать величие духа этого
обожествленного императора, при котором христианство стало официальной
религией Римской империи. Голова римского императора Константина I — единственное, что осталось от его колоссальной статуи, установленной в Риме в 315 г. |