В главном зале берлинского Пергамон-музея посетителя встречает грандиозное сооружение.
Широкая мраморная лестница ведет к
стройной колоннаде. Высокий цоколь колоннады украшен фризом с
горельефным изображением битвы олимпийских богов и титанов. Это
реконструкция Пергамского алтаря (сооружения для жертвоприношений). Реконструкция мраморного Пергамского алтаря. Впечатление, которое производит его фриз, замечательно передал И.С. Тургенев:
«Все эти — то лучезарные, то грозные,
живые, мертвые, торжествующие, гибнущие фигуры… эти орлы, эти кони,
оружия, щиты, эти летучие одежды, эти пальмы и эти тела, красивейшие
человеческие тела во всех положениях… это торжество злобы, и отчаяние, и
веселость божественная, и божественная жестокость — все это небо и вся
эта земля — да это мир, целый мир, перед откровением которого невольный
холод восторга и страстного благоговения пробегает по всем жилам»
Греческий город Пергам находился в северо-западной части Малой Азии.
В первые века нашей эры это был богатый город с акрополем, площадями и красивыми домами.
Почти квадратный в плане алтарь (длина
каждой стороны более 30 м, высота около 9 м), посвященный Зевсу и Афине,
был сооружен из мрамора в начале II в. до н. э. в благодарность богам
за их помощь, которую они оказали пергамцам в тяжелых битвах с
варварами-галатами, соседними малоазийскими племенами.
Землетрясение в средние века разрушило
Пергам, и алтарь оказался погребенным под слоем земли. Но в 1878 г. его
обнаружил немецкий инженер Карл Гуман.
Общая длина большого фриза алтаря —
около 120 м, высота 2,3 м. Фриз состоял примерно из 115 плит. Его
фигуры, превышающие человеческий рост на треть, выполнены в технике
горельефа, а некоторые представляют собой почти круглую скульптуру.
На фризе разворачивается повествование о
битве богов с титанами. Титаны, сыновья Геи — богини земли и Урана —
бога неба, хотели захватить власть над миром и восстали против богов,
возглавляемых Зевсом. Титаны, чудовища со змеиными ногами, иногда с
львиными головами и крыльями, — это воплощение темных сил земли, мрака и
хаоса, а боги — строгого порядка. Он воцарился на земле после их
победы, которая символизировала победу пергамцев и греческой культуры в
целом над варварами.
Фигуры сражающихся тесно прижаты друг к
другу: воины бегут, замахиваются для удара, обороняются, молят о
пощаде. Впечатлению яростной схватки способствуют и резкие контрасты
между светом и тенью: резец скульптора глубоко врезается в мрамор,
рельефно выделяя каждый мускул мощных тел, завитки волос, искаженные
болью лица титанов, глубокие складки развевающихся одежд.
Одна из лучших композиций фриза —
«Борьба Зевса с титанами». Фигура Зевса помещена в центре. Он с силой
замахнулся, и через мгновение огромный камень полетит в змееногого
титана… Лицо Зевса не сохранилось, но от всего его облика веет
несокрушимой силой и уверенностью в победе. Рельефы
Пергамского алтаря. Внизу — Афина хватает титана Алкиноя за волосы. На
его лице — гримаса боли и отчаяния. Словно из-под земли появляется Гея,
мать титанов. Она умоляет богиню пощадить ее сына. Но Афина крепко
держит Алкиноя, продолжая свой бег. Справа к ней уже подлетает с венком
крылатая богиня победы Ника. |