Донато ди Никколо ди Бетто Барди
(прозванный Донателло (около 1386–1466), был первым великим скульптором
итальянского Возрождения, которое началось в XIV в. в Италии и затем
распространилось по другим европейским странам. Художники, творившие в
эту эпоху, стремились возродить традиции античной культуры, во многом
утраченные в средние века. Главным объектом их внимания стал человек.
Именно он, по представлению мастеров того времени, превосходит все
земные существа красотой и благородством, а творческими возможностями
подобен Богу.
Донателло родился во Флоренции — центре
Возрождения. Он был великим тружеником: за 60 лет творчества создал
множество статуй в разных городах Италии. Первая работа, которая
принесла Донателло настоящую славу, — «Святой Георгий».
Скульптор изобразил Георгия,
святого-воина, юным рыцарем в доспехах. Он стоит, опираясь на большой
щит. В правой руке святой держал меч, который не сохранился. Лицо
Георгия выражает серьезность и уверенность, и весь его величавый облик
излучает строгость.
Донателло и другие скульпторы
Возрождения изучали античную пластику как образец для подражания. Но в
то же время в искусстве Донателло много нового: он изображает
конкретного человека с ярким, деятельным характером и, вслед за
мастерами средневековья, передает сложный и многообразный мир чувств.
Скульптурную группу «Благовещение» во
флорентийской церкви Санта-Кроче Донателло создал для алтаря семьи
Кавальканти. В библейский сюжет Донателло вносит трогательную жизненную
непосредственность. Ангел, опустившийся на колено перед Марией,
напоминает восторженно благоговеющего перед прекрасной дамой
юношу-рыцаря. Мария, златокудрая красавица с книгой в руке, покорно
внимает его словам. Скульптура выполнена из серо-голубого песчаника в
виде высокого рельефа. Донателло украсил фон изящным позолоченным
узором. Позолотой сверкают волосы Марии и ангела, узорчатые края их
нарядных одежд.
Создавая бронзовую скульптуру «Давид»
(1430-е годы), Донателло бросает вызов средневековым запретам — он
изображает обнаженную фигуру. Победитель страшного великана Голиафа
Давид, изваянный Донателло, — хрупкий юноша, который, гордо подбоченясь,
попирает мечом голову поверженного врага. На его мальчишеском лице
сияет радостная улыбка. Донателло. Святой Георгий, мрамор. 1415–1417 (вверху), Давид, бронза, 1430-е годы (внизу).
В статуе Давида скульптор подчеркнул прежде всего юность героя, победившего великана Голиафа.
В
средневековье скульптура была всегда связана с храмом. Донателло же,
следуя античной традиции, создает «самостоятельные» памятники.
В итальянском городе Падуе, на площади
перед собором Св. Антония, до сих пор стоит большой конный памятник
кондотьеру, руководителю войска Венецианской республики Эразмо де Нарни
по прозвищу Гаттамелата. Кондотьер уверенно восседает на могучем коне.
Лицо его суровое, чуть усталое, со следами нелегкой военной жизни.
Облаченный в римские доспехи, Гаттамелата напоминает великого Цезаря,
шествующего во главе войска. Памятник кондотьеру Эразмо де Нарни (Гаттамелата), бронза, середина XV в.
Донателло был и одним из первооткрывателей «живописного» рельефа.
Для собора Св. Антония в Падуе он
выполнил четыре алтарных рельефа, которые повествуют о чудесах,
сотворенных Антонием. Ощущение глубины пространства в плоском рельефе с
многофигурными композициями создается едва заметным, повышением и
понижением высоты рельефа и тонким рисунком. Изящной гравировкой
выполнены уходящие вдаль дуги арок, колонны, переплеты окон… Впечатление
«живописности» рельефа усиливает позолота некоторых деталей фона. Донателло. Рельефы алтаря св. Антония в храме Св. Антония в Падуе, бронза, середина XV в. |