Лоренцо Бернини (1598–1680) был не
только Италии талантливым скульптором, но и архитектором, театральным
художником-декоратором, живописцем и рисовальщиком. Жизнь его была
долгой и успешной. Его талант высоко ценили в папском Риме, центре
католичества. Папы поручали Бернини строить и перестраивать соборы и
сооружать фонтаны, заказывали надгробные монументы, статуи для церквей.
Слава мастера, который работал в стиле барокко (это итальянское слово
означает причудливый, странный), гремела по всей Европе. Бернини
говорил, что он «победил мрамор, сделал его гибким, как воск, и этим смог до «известной степени объединить скульптуру с живописью». Л. Бернини. Фонтан Тритон,
мрамор, 1643. Бернини нравилось работать над оформлением фонтанов. Ведь
в их скульптурный замысел включается сама природа: водяные струи,
сверкающая гладь воды…
Сюжет
для мраморной скульптурной группы «Аполлон и Дафна» Бернини взял из
поэмы «Метаморфозы» древнеримского поэта Овидия. В ней рассказывается,
как бог Аполлон увидел и полюбил прекрасную нимфу Дафну. Аполлон
устремился за ней в погоню, а Дафна взмолилась о помощи к своему отцу,
богу рек Пенею. На глазах у Аполлона боги превратили ее в лавровое
дерево. Влюбленный смог обнять лишь его ствол. Л. Бернини. Аполлон и Дафна, мрамор, 1622–1623. В этом изваянии Бернини сумел рассказать весь миф, а не отдельный его эпизод.
Аполлон
уже почти догнал нимфу, уже касается ее тела. Она кричит и пытается
вырваться. Зритель становится свидетелем чудесного превращения: тело
Дафны покрывается древесной корой, ноги ее словно врастают в землю, а из
взметнувшихся в отчаянии рук вырастают покрытые листвой ветви.
В самой своей знаменитой скульптурной
группе — «Экстаз святой Терезы», созданной для церкви Санта-Мария делла
Виттория в Риме, Бернини изобразил сон, видение монахини Терезы. Тереза,
которая жила в XVI в., описала свой сон: к ней явился ангел и пронзил
ее грудь золотой стрелой, отчего она испытала «сладостную муку».
Скульптурную группу Бернини поместил в
нише со световым окном. На изваянных из мрамора, но кажущихся невесомыми
облаках спит монахиня. Лукавый юный ангел направляет ей в сердце
стрелу. На лице Терезы — сладкая истома. Складки ее одежды измяты,
тревожно вздымаются, наполняя сцену взволнованным движением. Фигуры
Терезы и ангела из белоснежного мрамора ярко выделяются в нише на фоне
острых золотых лучей, освещенных солнечным светом, который льется сверху
из окна. Л. Бернини. Экстаз святой Терезы,
мрамор, 1645–1652. Эта скульптурная группа находится в нише,
обрамленной мраморными колоннами. Они словно расступаются, открывая,
подобно занавесу, залитую светом сцену.
Слава Бернини гремела по всей
Европе. Скульптор работал и для французского короля Людовика XIV. По его
заказу он выполнил этот мраморный бюст короля и его конную статую.
Бернини
был непревзойденным мастером скульптуры для фонтанов, которые и сейчас
украшают Рим. Великолепные переливы, мягкие, гнутые, витые формы статуй
Бернини подобны бурному движению водяных струй. Стихия игры с
неожиданными превращениями и яркими эффектами рождает у зрителей
ощущение бесконечного радостного праздника. Фонтан «Тритон», в центре
площади Барберини, был сооружен в 1643 г. по велению папы Урбана VIII,
происходившего из семьи Барберини. Морское божество Тритон восседает на
раскрытой двустворчатой раковине. Он запрокинул голову и дует в
раковину, из которой вырывается струя воды. Снизу четыре дельфина
поддерживают двустворчатую раковину изогнутыми хвостами, на них
скульптор, исполняя волю заказчика, изобразил пчел — герб семьи
Барберини.
|