Одна из самых знаменитых скульптур
Древней Греции — Ника Самофракийская (III в. до н. э.). Крылатая богиня
победы словно сходит с небес на греческий военный корабль, возвещая
победу греческого флота над египетским в одном из сражений.
Глядя на нее спереди, мы видим величавый
торс, широко расправленные за спиной крылья… Чуть отойдем и взглянем на
богиню сбоку: Ника, словно сопротивляясь шквалам ветра, делает широкий
шаг вперед. Ветер треплет края ее одежд, намокших от соленых брызг и
прилипших к телу.
Именно с этой точки раскрывается главный смысл произведения — преодолевающая все преграды, страстная воля к победе.
Когда зритель обходит скульптуру, он
видит, как изменяются ее контур (линия, очерчивающая ее форму) и силуэт —
при определенном освещении, особенно поздно вечером или ночью,
скульптура видится сплошным темным пятном, без деталей. Выразительности
контура и силуэта скульпторы придают большое значение. Представь, что мы
не видим деталей Ники Самофракийской, а только ее силуэт на светлом
фоне.
Но мы все равно ощутим ее напряжение и силу.
Значит, мастер точно выразил движение с помощью пластики, и силуэт стал «говорящим», раскрывающим замысел произведения. Ника Самофракийская, мрамор. III в. до н. э. Развевающиеся складки туники усиливают иллюзию движения и ощущение радости победы. |