В разделе материалов: 451 Показано материалов: 181-210 |
Страницы: « 1 2 ... 5 6 7 8 9 ... 15 16 » |
В настоящее время проблема расселения
человека на нашей планете волнует ученых не меньше, чем сто лет назад,
когда особенно остро стоял этот вопрос в связи с находкой Э. Дюбуа
черепа питекантропа на острове Ява. |
С тех пор прошло 58 лет, и археологи всего
мира узнали о новой, столь же неожиданной находке вблизи Иркутска, на
Ангаре, вернее, на ее левобережном притоке — реке Белой, на высоком
берегу, в старинном сибирском селе Мальта. |
Прошло семь лет, и у Мальты появился
двойник. На расстоянии всего лишь нескольких километров, но не на реке
Белой, а на высоком правом берегу Ангары, у другого старинного
сибирского села Бурети, в 1936 г. было обнаружено еще одно
палеолитическое поселение. |
Предметы искусства, образцы скульптуры,
орнаментики палеолитических людей, конечно, самое драгоценное во
множестве находок, которые ждали открытия в Бурети и Мальте двадцать
тысячелетий. |
Далеко к востоку от Байкала, в долине
Амура, в нынешнем Приморском крае, жизнь древних людей шла своим путем.
Своеобразие, прежде всего, определялось природной средой, совершенно
непохожей на ту, в которой жили люди конца ледниковой эпохи между Уралом
и Байкалом, охотники на мамонтов, носорогов, северных оленей и диких
лошадей. |
Мы сидим в гостеприимном нанайском жилище, а
хозяин, знаток нанайского фольклора, попыхивая трубочкой, рассказывает
нам о тех временах, когда на берегах Амура-батюшки появились первые
люди. Потрескивают сучья в огне, тихо журчит голос хозяина. |
На берегах Амура располагается крупная
равнина Дальнего Востока — Зейско-Буреинская. Своеобразие
географического положения этого района, благоприятные климатические
условия способствовали развитию здесь древних культур, независимых от
прямых влияний. |
Открытие леваллуазской техники на Амуре
важно потому, что оно является не только свидетельством глубокой
древности поселений, где такая техника представлена, но и
доказательством прогрессивного развития культуры древнего человека на
этой территории, а также связей его культуры с культурами глубинных
областей соседней Азии. |
Африка, Европа, Сибирь, Дальний Восток —
огромные пространства Старого Света — были прародиной человека. Но
существовала и еще одна область на Земле, которая, как считали ученые,
могла претендовать на эту роль. Она привлекала внимание исследователей
еще в прошлом веке. |
Тому, кто увидит сегодняшнюю Гоби —
каменистую пустыню в Монголии, трудно, конечно, поверить, что гипотеза о
существовании антропоидов и древних людей на этих огромных мертвых
пространствах вообще может быть построена. |
Открытие палеолитических местонахождений в
Монголии, притом не одного, а серии памятников, которые могут быть
датированы эпохой среднего палеолита, ставит по-новому вопрос о
появлении человека в Азии. |
Перед нами раскрылся яркий, своеобразный
историко-культурный и художественный мир, предстали иные, чем
встреченные нами ранее, при изучении памятников древнего
палеолитического искусства Сибири и Центральной Азии, эстетические
традиции искусства Монголии. |
Человек позднего палеолита настойчиво
осваивал новые территории. Он шел за метелями, к Арктике, по следам
уползающего ледника, все ближе и ближе к царству Снежной королевы. |
Когда мы говорим о древней Берингии или о
древнем материке Сохул, когда-то существовавшем в Южной части Тихого
океана, в памяти возникают легендарные образы атлантов, первых людей
греческого мифа об Атлантиде, рассказанного Платоном. |
Что касается еще одного региона земного
шара — Японии, то первые люди проникли туда, вероятно, как и в Америку, в
погоне за мигрирующими стадами крупных животных типа мамонта. |
...Ночь юноша-оруженосец провел в храме.
Здесь, под темными сводами, в полной тишине, он стоял на коленях у одного из
алтарей, где мерцали свечи перед изображением Георгия Победоносца, покровителя
рыцарства. Огоньки свечей тускло поблескивали на металле тяжелых доспехов,
лежащих тут же перед алтарем.
|
В IX-X веках ни одна из стран Западной Европы
не представляла собой единого сильного целого. Франция, Германия, Италия были
разбиты на тысячи, а то и на десятки тысяч мелких и крупных поместных владений,
хозяева которых — герцоги, графы, бароны — были почти абсолютными владыками в
пределах своих вотчин.
|
Рыцарские идеалы, особую рыцарскую
нравственность сформировала в основном именно церковь, христианское учение.
Правда, на это потребовалось немало времени. Попытки обуздать дикие нравы жестоких времен
христианская Церковь начала с защиты самых обездоленных, самых слабых,
естественно считавшихся находившимися под ее покровительством.
|
Рано начиналось воспитание будущего рыцаря.
Барон, граф, герцог обычно не радовался, когда в семье появлялась девочка: за
ней, будущей невестой, надо было давать приданое в виде части земель. Мальчик
же был наследником, будущим рыцарем. |
«Это времена горячей веры, — писал один
из просвещенных современников, — когда у людей нет сомнений. Они
представляют себе вселенную обширным театром, где разыгрывается бесконечная
драма, полная слез и радостей, действующие лица которой рассеяны между небом,
землей и адом; драма, развязка которой предопределена, действиями которой
управляет сам Бог, но которая в каждой сцене представляет большие и
разнообразные сплетения. |
Приходило время, и оруженосец, мастерски
научившийся владеть мечом и копьем, с малых лет привыкший к тяжести доспехов
(для обучения специально изготавливалось детское вооружение), переносить
походные лишения, впитавший в себя «кодекс рыцарства», готовился к посвящению в
рыцари. |
После посвящения в рыцари происходил
торжественный пир в честь этого события. Да и вообще в рыцарских замках нередко
случались пиры по разным поводам. Как они проходили нам тоже сегодня нетрудно
представить. |
Заканчивался пир в честь нового рыцаря, и для
него начиналась обычная повседневная рыцарская жизнь. Какой же она была? |
Были, однако, у рыцарства и совсем другие
времена: невиданный расцвет идеалов, неукоснительное следование рыцарскому
кодексу чести, культ беззаветной любви и поклонения Прекрасной Даме. И конечно
были для того свои причины. |
С расцветом рыцарства связан и расцвет культа
Прекрасной Дамы, одно из самых знаменитых и возвышенных проявлений рыцарства.
Дело в том, что и женщина стала совсем другой; разительно изменилась сама ее
роль в обществе. |
В одном из старинных источников можно найти
такие слова: «Рыцари имеют многообразные достоинства: одни — хорошие воины,
другие отличаются гостеприимством и щедростью; одни служат дамам, другие
блистают костюмом и вооружением; одни смелы в рыцарских предприятиях, другие
приятны при дворе». |
Эпоха поклонения Прекрасной Даме, непрерывных
празднеств, турниров, стихов, святого соблюдения всех заповедей чести — это
время расцвета рыцарства. Увы, если был расцвет, должен быть и упадок. Он в
самом деле пришел к рыцарскому сословию уже в конце XIII века. |
Вырождалось, скудело блестящее совсем недавно
рыцарство. Тот, кому остатки чести и достоинства не дозволяли разбойничать, продавали
свой меч и копье любому, кто желал их купить, и становился наемным воином. |
В 1328 году на французском престоле династия
Валуа сменила Капетингов. При новом короле, Филиппе VI, двор преобразился.
Король покровительствовал рыцарству, сам чтил его заповеди, и в Париже не
прекращались празднества, турниры. |
И все же не за горами был окончательный закат
рыцарства. Рыцари вынуждены были сойти со сцены истории прежде всего, как
военная сила. |
|