Были, однако, у рыцарства и совсем другие
времена: невиданный расцвет идеалов, неукоснительное следование рыцарскому
кодексу чести, культ беззаветной любви и поклонения Прекрасной Даме. И конечно
были для того свои причины.
Первые среди них — это крестовые походы на
Восток для освобождения Гроба Господня из-под власти неверных, начавшиеся в
конце XI века, это укрепление королевских династий на тронах западноевропейских
стран и, как следствие, ограничение своеволия и независимости баронов, это
развитие светской культуры.
Крестовые походы, растянувшиеся на века
(читателей ждет о них отдельный рассказ), объединили рыцарское сословие. Феодал,
прежде лишь изредка встречавшийся с соседями и гордившийся своей
независимостью, стал чувствовать себя членом единого крепкого братства, пусть и
говорящего на разных языках и разбросанного по разным уголкам Европы, но долгое
время сражавшегося с общим врагом.
Походы, жизнь на Востоке, изменили сама
мировоззрение рыцаря. Это были кровавые войны, но вместе с тем — увлекательное
образовательное путешествие.
Перед безграмотным рыцарем-солдатом, прежде
знакомым лишь с окрестностями своего замка, да замков соседей и сеньора,
неприхотливым в быту, предстал незнакомый мир, похожий на волшебную сказку. Уже
один только город Константинополь, где обычно собирались рыцарские отряды перед
тем, как переправиться в Малую Азию, производил на рыцарей ошеломляющей впечатление.
На городских площадях и улицах были
установлены бронзовые статуи конных императоров, в лавках менял лежали целые
груды золота, дорогие ковры устилали полы богатых домов, местные жители носили
наряды из шелка, пурпура и бархата, на рынках в изобилии были тонкие вина,
диковинные фрукты, сахар, корица, имбирь..
А на Востоке, арене жестоких сражений
крестоносцев с неверными сарацинами, жизнь была еще роскошнее. Причем рыцаря
ошеломляла не только ее внешняя сторона. Несравненно выше, чем на его родине,
на Востоке были развиты науки, искусства, литература. Невежественный европеец
получал здесь новые сведения о мире, пополнял знания, обогащал ум, учился —
иначе нельзя было — восточным языкам, перенимал привычки жителей Востока.
При близком знакомстве с сарацинами — ведь
кроме войн случались и долгие перемирия — слабела и фанатичная ненависть к
«неверным», с какой христиане отправлялись в крестовые походы. Прежде сарацины
представлялись рыцарю жестокими и коварными, а на деле оказались человечнее самих
христиан, с заботой относились к своим неимущим и больным единоверцам. Рыцарь,
чтивший свой кодекс чести, не мог не восхищаться и великодушием, отвагой
сарацинских воинов.
И когда бесславно закончились крестовые
походы, вся Европа была уже совсем не той, чем до их начала, переняв лучшее в
восточной культуре и науках, вдохнув утонченность литературы, привыкнув к
восточной роскоши в быту, и перенеся все это на родную почву.
А вдобавок ко всему многие из своевольных и
строптивых сеньоров погибли на востоке, многие знатные роды вымерли, и
благодаря этому окрепла королевская власть. К XIII веку в Европе затихают
междоусобные распри, прекращаются и внешние войны, наступает время
относительного покоя.
Под влиянием долгой мирной жизни, у феодалов
развиваются совершенно новые потребности, теперь они совсем не чужды культуре,
знаниям. К дворам герцогов, графов потянулись певцы, музыканты, художники — у
богатых сеньоров вошло в моду покровительствовать искусствам. Изменились и сами
замки, их покои полны позаимствованной на востоке роскоши — новая мебель,
восточные ковры на полах, гобелены на стенах. Замки всегда полны
рыцарей-гостей; случалось, те из них, что были победнее, месяцами жили при
богатых дворах, принимая участие в турнирах, пирах, светских беседах, а потом
переезжали в гости к другому богатому и гостеприимному сеньору.
Совсем иным стал идеал рыцаря — теперь это не
только воин, мастерски владеющий оружием и способный одолеть на поединке
противника, но вместе с тем галантный кавалер, умеющий сложить стих, знакомый с
игрой на музыкальном инструменте, следящий за быстро меняющейся модой. |