Пятница, 26.04.2024, 12:09                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
ЗАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ ЧЕЛОВЕКОМ [25]
ПУТЕШЕСТВИЕ ШКОЛЬНИКОВ В ДРЕВНИЙ МИР [32]
ЗАНИМАТЕЛЬНО О ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ [130]
РЫЦАРСКИЕ ВРЕМЕНА [119]
БЛИЖНИЙ ВОСТОК. ИСТОРИЯ ДЕСЯТИ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ [15]
ИСТОРИЯ РОССИИ В РАССКАЗАХ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ [90]
ДОПЕТРОВСКАЯ РУСЬ [40]

Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » РАССКАЗЫ ПО ИСТОРИИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ » ЗАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ ЧЕЛОВЕКОМ

Трогонтериевый слон. Наскальные росписи пещеры Хойт-Цэнкер
20.07.2012, 09:45

Перед нами раскрылся яркий, своеобразный историко-культурный и художественный мир, предстали иные, чем встреченные нами ранее, при изучении памятников древнего палеолитического искусства Сибири и Центральной Азии, эстетические традиции искусства Монголии. Эти традиции самые древние и архаические из всего, что мы знаем теперь в Центральной Азии и соседних с нею областях Азиатского материка.

Искусство древних мастеров Хойт-Цэнкер, реалистическое и анималистическое в основе, по всем характерным чертам и идейной сущности обнаруживает ближайшее родство с творчеством палеолитических художников, и направленность у этого искусства родственная с западноевропейской — охотничья магия. Как и их современники на западе Европы или в Мальте и Бурети в Сибири, они рисовали на стенах пещерных ниш слонов, страусов, антилоп, оленей,— словом, весь окружающий их животный мир с единственной целью: магическими способами обеспечить изобилие зверей, а следовательно, сытую жизнь.

Подобно палеолитическим охотникам Западной Европы, они прятали свои рисунки от чужих глаз в самых отдаленных, потаенных уголках пещеры, там, куда не проникает свет солнца и господствует вечная полутьма или тьма.

О том, что рисунки Хойт-Цэнкера были оставлены человеком доледниковой или послеледниковой эпохи, свидетельствуют не только геологические данные, но и богатые палеолитические памятники в долине реки Хойт-Цэнкер.

С замечательными древними росписями пещеры Хойт-Цэнкер, древнейшими памятниками изобразительного искусства и художественной деятельности обитателей Центральной Азии, какие нам известны сегодня, а также с остатками галечной культуры каменного века Монголии связана еще одна большая проблема древнейшей истории Азиатского материка.

Как установлено работами советских исследователей, для каменного века Средней Азии, Монголии и отчасти Сибири характерно широкое применение галек и специальных приемов в технике изготовления каменных орудий. Эти области Азии взаимно связаны ранним и широким развитием техники леваллуа, которая, в свою очередь, находится в генетическом родстве с примитивной галечной техникой обработки камня. Например, анализ многочисленных серий нуклеусов из разных местностей и памятников каменного века Монголии, а также соседних областей Сибири (Алтай, Тува, Забайкалье), где наблюдаются галечные нуклеусы и нуклеусы леваллуазских форм, показывает закономерную эволюцию от простого галечного нуклеуса к развитой леваллуазской форме.

Территориальный переход от гобийского типа нуклеусов к односторонним, плоским, у которых пластины снимались только с одной рабочей поверхности, наблюдался в Сибири. Подобные нуклеусы хорошо представлены в некоторых неолитических поселениях на реке Ангаре, между Балаганском и Иркутском. Таким образом, вещественные следы деятельности палеолитического человека в районе пещеры Хойт-Цэнкер хорошо вписываются в общую картину каменного века Западной Монголии, Сибири, особенно Алтая, а также отчасти и Средней Азии. Это один большой район, или провинция, палеолитической культуры, для которого характерно широкое распространение архаических по облику галечных изделий, а также леваллуазской техники расщепления камня. Повсюду здесь жили древние охотники с одинаковыми в основе техническими традициями азиатского облика. Но нужно думать, культурное родство между этими азиатскими племенами не ограничивалось только приемами обработки камня и определенными общими типами изделий. Родство это должно было охватывать и духовную культуру. Поэтому рисунки пещеры Хойт-Цэнкер вместе с родственными им по стилю и содержанию древнейшими наскальными изображениями Средней Азии, Памира, Тянь-Шаня и Верхней Лены (Шишкино) образуют огромный по территориальному протяжению культурно-исторический массив, одно большое целое.

Серия наскальных изображений в пещере Хойт-Цэнкер не случайное, изолированное явление древнейшего искусства Центральной Азии и соседних с ней областей Сибири. В ней можно видеть звено целой цепи художественных явлений, которые характеризуют новый, внезапно возникший из тьмы веков большой художественный мир Внутренней Азии. И скорее всего, что Хойт-Цэнкер — это не какое-нибудь позднее, а начальное звено той цепи, исходный пункт сложной и длительной эволюции глубокого, своеобразного, самобытного художественного стиля, существенно отличного от всего, что было до сих пор известно как в самой Центральной Азии, так и за ее пределами.

Обитатели внутренних областей Азии, оказывается, уже в то далекое время создавали оригинальные и значительные художественные ценности. Здесь находился самостоятельный мощный очаг древнейшего искусства человечества, само существование которого свидетельствует о том, что и на Западе и на Востоке обитали палеолитические художники, наделенные высокоразвитыми эстетическими чувствами и художественными способностями.

Открытие памятников палеолита в Монголии — это важнейшее явление в первобытной археологии. И не только в Монголии. Памятники Северной и Центральной Азии объединяются признаками, аналогичность которых отрицать невозможно. Все это свидетельствует о том, что характер культуры, единое по основе своей направление ее развития были определенное время общими для обширной территории — от реки Желтой (Хуанхэ) до Байкала и Алтая. На карте палеолитического мира ледниковой эпохи в истории человечества эту грандиозную по территориальным пространствам область можно обозначить как леваллуазскую сибирско-монгольскую.

Исследование палеолитических памятников Алтая и Забайкалья позволяет точнее, чем в Монголии, датировать изделия из камня, так как они сопровождаются здесь четвертичной фауной. Кроме того, для некоторых из них имеются радиоуглеродные даты. Одним из наиболее ранних леваллуазских памятников Южной Сибири является пещера Страшная в Тигирекских горах на Алтае, ее возраст — между 40—45 и 25 тыс. лет. Соответственно, речь должна идти о мустьерском, по западноевропейским хронологическим масштабам, времени. На реке Алей, недалеко от г. Рубцовска, была найдена пластина леваллуазского облика, и профессор О. М. Адаменко, исследовавший местонахождение, пришел к выводу, что леваллуазская техника широко распространена в направлении Алтая и Средней Азии.


Развитая леваллуазская индустрия была обнаружена нами и нашими монгольскими коллегами при изучении палеолита Гобийского Алтая, а также долин рек Орхона и Толы. Для забайкальских памятников палеолита были получены точные радиоуглеродные даты, которые свидетельствуют, что на территории Забайкалья существовали стоянки типа Варвариной горы на реке Брянке, в бассейне реки Уды, возраст которых 34 900+-780 лет. Аналогичная дата имеется для типично леваллуазского поселения Малой Сыи в Хакассии — 33 060+-300 лет.

Перечисленные памятники, родственные и даже тождественные друг другу по типологии каменного инвентаря и по связанной с ними четвертичной фауне, в хронологическом плане соответствуют по времени концу мустье — началу верхнего палеолита, а по культурному облику — леваллуазскому.

Огромные пространства Сибири в то далекое время были обитаемы человеком, они входили если не в число областей прародины человечества, то в число областей мира, наиболее давно заселенных людьми. Поэтому было бы глубоко ошибочно считать, что Сибирь была глухой страной, диким краем. Гипербореи появились там значительно раньше, чем рисовало великому Геродоту воображение. Именно «эскимосы» ледниковой эпохи первыми освоили гигантские просторы Севера.

Категория: ЗАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ ЧЕЛОВЕКОМ | Добавил: admin | Теги: интересная история, от мира животных к миру людей, рассказы по истории для школьников, заселение земли человеком, дидактический материал по истории
Просмотров: 1524 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru