Эпоха поклонения Прекрасной Даме, непрерывных
празднеств, турниров, стихов, святого соблюдения всех заповедей чести — это
время расцвета рыцарства. Увы, если был расцвет, должен быть и упадок. Он в
самом деле пришел к рыцарскому сословию уже в конце XIII века.
Праздность, роскошная, веселая жизнь,
посвященная лишь удовольствиям и развлечениям, изнежила, размагнитила суровых,
неприхотливых некогда воинов. Вдобавок, такая жизнь требовала немалых расходов,
и потому приходилось закладывать и перезакладывать замки и земли.
К купцам, в обмен на насущно необходимую
звонкую монету. постепенно переходили и сокровища, добытые на Востоке — золотые
и серебряные украшения, драгоценные камни. На дорогие ковры, ткани тоже можно
было всегда найти покупателя. Купеческое сословие быстро богатело, этому
способствовало и невиданное развитие торговли, начавшееся вместе с крестовыми
походами. С течением времени роскошь обихода купцов стала затмевать блеск все
больше бедневшего рыцарства. Теперь рыцари относились к купцам уже не с прежней
высокомерной снисходительностью — купеческое сословие вызывало откровенную
ненависть.
И рыцарям, отложившим лютни и арфы, забывшим о
Прекрасных Дамах, пришлось вновь, как это было на заре рыцарства, взяться за
старое ремесло грабежа. Многие родовые замки стали настоящими разбойничьими
гнездами, откуда безнаказанно совершались набеги на купеческие обозы и
караваны.
Рыцари не гнушались нападать и на путников,
захватывать их в плен, требуя за свободу огромный выкуп. Даже замки
соседей-рыцарей были лакомой приманкой, уходили в небытие и кодекс чести, и
дружеские узы.
Вдобавок ко всему и блестящие дворы крупных
сеньоров — герцогов и графов — стали приходить в запустение, а там ведь всегда
и самый бедный из рыцарей мог получить приют, да вдобавок богатые подарки.
В Германии, в Тюрингии, счастливые для
рыцарства времена завершились со смертью ландграфа Германа, и при дворе его
наследника Людовика, отличавшегося благочестием и набожностью, началась унылая,
тусклая жизнь, где не было места для праздников и стихов.
Для рыцарей юго-восточной Германии
праздничная, утонченная жизнь завершилась со смертью герцога Австрийского,
погибшего в битве с венграми.
Прекратилась и династия немецких королей и
императоров Гогенштауфенов, представители которой были главными вдохновителями
блестящей рыцарской жизни. Монархи этой династии Генрих VI и Фридрих II были
знамениты тем, что сами писали стихи и служили Прекрасным Дамам, а после них в
Германии наступили жестокие времена междуцарствования, когда на троне одна
фамилия сменялась другой — императорскую власть пытались вырвать друг у друга
владетельные немецкие князья.
Казалось, снова наступил хаос разобщенного X
века. «Многие из тех, которые были богатыми, сделались бедными, — писал
современник. — Села опустели, поля стояли опустошенными, и вся страна
покрылась стыдом. Где жил прежде в довольстве и счастье крестьянин, теперь не
кричит петух, не кудахчет курица; нет там ни овцы, ни скота, ни коня, пасущихся
на лугу; никому не мешает спать звон колокола, потому что заброшены все
церкви».
«Прекрасные Дамы» в эти мрачные времена вновь,
как прежде, запирались в потаенных комнатах замков и заменяли рыцарские романы
молитвенником, а роскошные платья полу монашеским убором.
Всеобщее разорение коснулось и богатого,
просвещенного Прованса. Его опустошили северофранцузские рыцари, призванные
римским папой, посчитавшим, что среди свободолюбивых и вольномыслящих
провансальцев распространяется вероучение, расходящееся с постулатами
христианской Церкви, и подлежащее искоренению. Двадцать лет в Провансе
продолжалась война, полностью опустошившая цветущий край. Города лежали в
развалинах, на месте многих замков лишь чернели обгоревшие стены. |