Далеко к востоку от Байкала, в долине
Амура, в нынешнем Приморском крае, жизнь древних людей шла своим путем.
Своеобразие, прежде всего, определялось природной средой, совершенно
непохожей на ту, в которой жили люди конца ледниковой эпохи между Уралом
и Байкалом, охотники на мамонтов, носорогов, северных оленей и диких
лошадей. Отличие природы Дальнего Востока от условий Сибири бросается в
глаза и в наше время тем, кто впервые попадает сюда.
После однообразного чередования
лесистых склонов гор и узких речных долин Среднесибирского плоскогорья в
верховье Амура необычное впечатление производят обширные степи и
болотистые луга Среднего Приамурья и долины Сунгари.
Сильное впечатление остается от
амурских лесов, столь непохожих на сибирскую тайгу. Южный отпечаток
лежит на фауне Дальнего Востока. Здесь встречаются огромные тигры, не
уступающие по величине бенгальским. Вместе с ними к числу характерных
для приамурского животного мира относятся енотовидная собака, дикая
амурская кошка, крупная куница — хазра, пятнистый олень, «кудрявая»
антилопа — горал, из птиц — китайская иволга, японский ворон,
маньчжурский фазан, китайский гусь, японский ибис. В приамурских лесах
живут драгоценные соболи и белоснежные горностаи, огненно-рыжие лисицы и
полудревесные гималайские медведи. Здесь с незапамятных времен люди
шили из пушнины одежду и делали украшения, питались мясом и салом зверей
и птиц. Любой охотник, живший на Амуре, становился и рыбаком, ибо
трудно найти в стране реку, более богатую рыбой, чем Амур. В его водах
живет самая крупная пресноводная рыба мира — калуга, каждую осень
приходят многочисленные косяки морского лосося — кеты.
И наконец, пылающие всеми красками
осени горы, безграничные просторы амурских проток, дикая величественная
красота морских берегов, о которые разбиваются пенные валы Тихого
океана. Все это — огромный край, наш удивительный Дальний Восток...
Свою культуру человек создавал на
протяжении тысячелетий борьбы с природой, его творческая фантазия нашла
свое выражение в искусстве. Одной из загадок мировой культуры остается
факт существования у нивхов и нанайцев мощного и экспрессивного
искусства. Проблема происхождения этой фантастической и вместе с тем
строгой орнаментики амурских племен волновала и волнует многие поколения
ученых.
Мы нашли в мощных наслоениях
приамурской земли, в глубине жилищ каменного века множество обломков
глиняных сосудов, каждый из которых представляет собой образец высокого
орнаментального искусства. И с волнением увидели на них те же
характерные мотивы, что и на берестяной посуде нашего века. Заметили на
сосудах каменного века и спираль и меандр не хуже, чем на чернолаковых
вазах античной Греции. В Кондоне и на замечательном острове Щучьем, у
Мариинска, вместе с сосудами лежали и скульптуры из обожженной глины.
Были, конечно, и скульптурные портреты женщин каменного века с
раскосыми, вразлет глазами, точь-в-точь такими же, как у девушек из
наших нанайских и ульчских сел.
Словом, перед нами открывался целый мир
искусства предков амурских народов, и этот мир, отмеченный чертами
исконного своеобразия и самобытности, был, по крайней мере, на две
тысячи лет старше античной Греции.
Легенды, которыми так богата амурская
земля и ее народы (нанайцы, ульчи, нивхи), поведали нам, людям XX в., о
событиях, которые вдохновляли художников древнего Амура, чьи уста уже
пять тысячелетий хранят молчание. |