Рыцарь прежде всего должен быть христианином.
Нельзя было стать рыцарем, не получив святого крещения.
«Это времена горячей веры, — писал один
из просвещенных современников, — когда у людей нет сомнений. Они
представляют себе вселенную обширным театром, где разыгрывается бесконечная
драма, полная слез и радостей, действующие лица которой рассеяны между небом,
землей и адом; драма, развязка которой предопределена, действиями которой
управляет сам Бог, но которая в каждой сцене представляет большие и
разнообразные сплетения. Божественные личности, ангелы и святые присоединяются
ежеминутно к человечеству, чтобы направлять его, в то время как сатана и его
темные легионы соблазняют и смущают его без конца. Человек, влекомый небесной
милостью и адскими соблазнами в две противоположные стороны, свободен волей и господин
своей судьбы. Он имеет земную жизнь для выбора между двумя влечениями и, смотря
по тому, уступает ли он первому или второму, его душа отлетает по смерти тела в
места счастливые, где царит вечная радость, или низвергается в бездны — убежище
отчаяния».
Величайшим несчастьем человека по этим
представлениям был грех; надо было или избежать его, или очиститься от него. Но
вместе с тем считалось, что нет непростительных грехов, нет злодеяний, которых
не могло бы искупить искреннее раскаяние и богоугодные поступки.
Рыцарь должен быть не только христианином, но
и бойцом за христианскую Церковь. Ему предписывалось охранять и защищать ее. В
одной из французских баллад об этом говорится прямо: «Мы — клирики, —
молвит служитель Церкви, архиепископ, — и наш долг служить Богу, которому
мы молимся за наших друзей. А вы, рыцари, не забывайте, что Бог создал вас для
защиты Церкви».
Защищая Церковь, рыцарь был обязан оказывать
помощь и всем тем, кто находился под ее покровительством — вдовам, сиротам,
слабым. И надо сказать, находятся, особенно в литературных памятниках,
замечательные примеры тому, как рыцари следовали этому закону. Вот лишь один из
них...
Чувствуя приближение смерти, Карл Великий
завещал своему сыну не отнимать у сирот их ленов, а у вдов их последних денег.
Однако его сын, король Людовик, быстро забыл заветы отца и предложил графу
Гильому во владение лен одного из своих вассалов, погибшего маркиза Беранже.
Но Гильом, зная, что у маркиза остался сын,
пришел в бешенство от гнева. В присутствии всех вассалов, он отчитал своего
короля: "Благородные рыцари, слушайте меня! Смотрите, как Людовик, наш
законный сеньор, вознаграждает своих лучших слуг. Во время битвы с сарацинами,
турками и славянами король был сбит с коня. Маркиз Беранже помчался к нему,
опустив поводья, с блестящим мечом в руке. Им он прорубил просеку вокруг
короля, словно кабан между собак. Потом соскочил с коня, чтобы помочь своему
сеньору. Он держал ему стремя. А король сел в седло и умчался, как трусливый
пес. Маркиз же Беранже остался, и мы видели, как его убили и разрубили на
куски. Мы же, увы, не могли придти к нему на помощь.
Он оставил после себя наследника, которому имя
— малютка Беранже. Чтобы предать этого ребенка, надо быть, клянусь Богом, хуже
труса и изменника. Если кто осмелится взять землю малютки Беранже, тот вот этот
самый меч снесет ему голову".
На подобных балладах и формировалась
нравственность будущего рыцаря. Кстати, можно по этой балладе судить и о том,
как мало считались на заре рыцарства феодалы со своими королями.
Рыцари должны были служить защитниками права и
добра против зла. В борьбе с врагами рыцаря воодушевляла любовь к родине, к
которой он был крепко привязан. Свою страну рыцарь считал лучшей страной на
свете.
Вот как трогательно прощается тот же литературный
герой, граф Гильом, со своей страной Францией, надолго ее покидая: «Он
обернулся в сторону милой Франции, и ветер оттуда пахнул ему в лицо; он открыл
свою грудь, чтобы дать воздуху больше доступа. Встав против ветра, он опустился
на колени: „О, нежное дыхание, веющее из Франции. В ней все те, кого я люблю. Я
вручаю тебя в десницу Господа, потому что я сам не надеюсь тебя видеть более".
Из его прекрасных глаз полились слезы. Они льются ручьями по его лицу и обильно
смачивают одежду».
Рыцари, защитники Церкви и слабых, должны были
служить примерами мужества и проявлять это мужество особенно в борьбе с
неверными. Физическим же идеалом рыцаря был сильный и смелый воин, который
«одним ударом меча разрубает воина на коне и в доспехах от макушки до низу
вместе с лошадью», который «без труда за раз разгибает четыре подковы»,
«поднимает до головы рыцаря в доспехах, который стоит на его руке», и
наконец... съедает за обедом четверть барана или целого гуся.
Рыцарь дорожит своим именем: «Лучше умереть, чем
быть названным трусом». Для рыцаря честь дороже жизни.
«По-рыцарски» надлежало обходиться и с
побежденным противником, равным по рангу. Рыцарь должен был обращаться со своим
пленником, как с самым почетным гостем, даже если тот был ему смертельным врагом.
Пленники, как правило, предлагали за свое освобождение выкуп, а так же дорогие
доспехи и боевого коня. Рыцарь не мог напасть на другого рыцаря без объявления
войны.
Рыцари должны были быть беззаветно преданы
своему сеньору, сохранять нерушимой клятву вассальной верности. Рыцарь должен
был быть верен своему слову. Давая какое-нибудь обещание, он клялся Богом,
«который никогда не лжет». И наконец рыцари должны были быть, согласно своему
кодексу, щедры...
|