Приходило время, и оруженосец, мастерски
научившийся владеть мечом и копьем, с малых лет привыкший к тяжести доспехов
(для обучения специально изготавливалось детское вооружение), переносить
походные лишения, впитавший в себя «кодекс рыцарства», готовился к посвящению в
рыцари.
В ранние рыцарские времена этот обряд
происходил обычно в пятнадцатилетнем возрасте. К XIII веку, времени расцвета
рыцарства, оруженосец посвящался в рыцари позже — в 21 год. Случалось так, что
иные небогатые бароны и вовсе оставались непосвященными, потому что обряд влек
за собой слишком большие расходы. В ранние же времена, напротив, в рыцари мог
быть посвящен за особые заслуги каждый — даже крепостной крестьянин или
простолюдин. Но с течением времени рыцари становились все более замкнутой,
элитной кастой.
В рыцари вчерашнего оруженосца мог посвятить
не только его сеньор, но и любой другой рыцарь, причем не обязательно в храме,
с полным соблюдением церковного обряда. Нередко в рыцари посвящали прямо на
поле боя. Такой эпизод есть, например, в знаменитом романе Роберта Льюиса
Стивенсона «Черная стрела». Героя его, Ричарда Шелтона, посвящает в рыцари
после битвы герцог Глостер, будущий король Англии Ричард III.
Сам же обряд посвящения ведет свое
происхождение от далеких, еще до рыцарских времен.
Схожий обычай был у древних германцев, предков
немцев и французов. В торжественном собрании глава племени, или отец, или
близкий родственник, опоясывал юношу, достигшего совершеннолетия, мечом и
вручал ему копье. С тех пор юный воин получал право носить оружие и считался
полноправным членом общины.
Христианская Церковь видоизменила древний
обряд, дополнив его благословением оружия, чтобы внушить посвящаемому в рыцари
мысль, что он должен быть христианским воином и защитником Церкви. Благословляя
рыцарский меч, епископ или священнослужитель иного ранга, произносил:
«Благослови, Господь, меч сей, дабы раб твой был отныне защитником церквей,
вдов, сирот и всех, служащих Тебе, против злобы еретиков и неверных. Пользуйся
этим мечом для защиты себя и Святой Церкви Господа и для поражения врагов
креста Христова и веры христианской. Иди и помни, что святые завоевали царства
не мечом, а верой».
Древний языческий обряд был дополнен еще одним
атрибутом — омовением в ванне в знак начала новой жизни. Нередко эта ванна была
первой и последней в жизни рыцаря.
До наших дней дошло немало описаний того, как
во всех подробностях, с мельчайшими деталями, проходил обряд посвящение в
рыцари. Для историков, понятно, такие свидетельства имеют огромную ценность.
Вот, скажем, скрупулезное свидетельство одного из современников,
присутствовавшего при обряде, совершаемом над Готфридом Плантагенетом, которого
вместе с двадцатью пятью другими ношами посвящал в рыцари сам английский
король...
Ночь, как положено, они провели в храме, подле
своего вооружения, в молитвах и размышлениях. Рано утром всем приготовили
ванны. Вымывшись, Готфрид надел льняную рубашку, полукафтан, шитый золотом,
пурпурного цвета мантию, обул ноги в шелк и башмаки, украшенные золотыми
львами. Все другие юноши также облачились в льняные рубашки и пурпуровые
мантии. Затем Готфрид вышел со свитою, «словно белоснежный цветок лилии,
осыпанный лепестками роз».
Тот же современник подробно описал и воинское
снаряжение новоиспеченного рыцаря. «Готфриду приготовили великолепного испанского
скакуна, затем его облачили в кольчугу из двойных колец, которую не пробить ни
одному копью, на ноги ему надели поножи, тоже сколоченные из двойных колец, и
золотые шпоры; на шею повесили щит с изображением золотых львов, а голову
прикрыли шлемом, выложенным драгоценными камнями; затем принесли копье с
ясеневым древком и стальным острием замечательной закалки и меч работы
знаменитого мастера Галана». |