С расцветом рыцарства связан и расцвет культа
Прекрасной Дамы, одно из самых знаменитых и возвышенных проявлений рыцарства.
Дело в том, что и женщина стала совсем другой; разительно изменилась сама ее
роль в обществе.
В раннюю эпоху рыцарства, до крестовых
походов, даже в самых знатных родах она занимала починенное, достаточно
униженное положение. Барону-феодалу было, как правило, все равно, на ком
жениться, лишь бы за невестой дали много земель. Сеньоры нередко выдавали своих
дочерей замуж насильно — за тех, кто был им особенно полезен.
Короли тоже охотно раздавали свободные лены
вместе с их богатыми наследницами тем баронам, что им верно служили. Церковь
мало вмешивалась в семейные отношения, потому что на женщину смотрела, как на
орудие дьявола, соблазнительницу рода человеческого, смирялась с браком, как с
неизбежным злом, и ставила безбрачие много выше брака.
Жены баронов коротали свое время в особых
женских покоях за рукоделием да чтение и появлялись перед посторонними
мужчинами лишь в редких торжественных случаях.
Законы того времени гласили, что женщина не
могла ни выступать в суде, защищая свои интересы, ни заключать никаких сделок
без ведома и согласия своего супруга. Муж же считался ее полновластным
повелителем, и в законах были даже определены случаи, когда барон имел полное
право бить жену за какие-нибудь провинности.
Однако два века спустя положение женщины
переменилось в корне. Из прежних, скромных и незаметных хозяек и рукодельниц
женщины стали царицами общества, госпожами, руководительницами и
законодательницами новой придворной жизни.
От женщины, Прекрасной Дамы, теперь
требовались вкус к изящному, обходительность в обращении, умение занять гостей,
интерес к поэзии, чуткость, отзывчивость. Женщина оказалась восприимчивее к
новой культуре, чем мужчина, и сама стала причиной ее дальнейшего развития,
увлекая за собой все светское общество. |