В IX-X веках ни одна из стран Западной Европы
не представляла собой единого сильного целого. Франция, Германия, Италия были
разбиты на тысячи, а то и на десятки тысяч мелких и крупных поместных владений,
хозяева которых — герцоги, графы, бароны — были почти абсолютными владыками в
пределах своих вотчин.
Они творили суд и расправу над крепостными
крестьянами и над свободным населением своих земель, облагали его податями и
налогами, собирали войско, объявляли по своему желанию войну и заключали мир.
Королевская власть была униженной и слабой, нередко король был беднее многих
своих подданных.
Владетельные сеньоры и вовсе пренебрегали
королями и нередко престолы служили игрушкой в их руках, они с легкостью
свергали королей, сажая на их место своих ставленников, которым также не желали
повиноваться.
Единственным, что связывало феодалов между
собой — и крупных, и мелких — оставались земельные отношения. У каждого был
свой феод — вотчина. Однако, чтобы сохранить его в неприкосновенности, уберечь
от посягательств соседей, нужно было иметь собственное надежное войско. Для
этого богатый поместный владелец раздавал часть своих земель вместе с
крепостными крестьянами и свободными людьми в пользование другим, более мелким,
под условием верной военной службы.
По первому зову своего властелина — сеньора —
они обязывались являться к нему на коне, в хорошем вооружении, в сопровождении
оруженосцев и обусловленного числа воинов из своих новых подданных.
В свою очередь и они могли предоставлять
некоторую часть полученных владений в пользование еще более бедным владыкам, и
так далее. На каждой из ступеней этой феодально-иерархической лестницы каждый
становился вассалом своему сеньору, стоящему на следующем, более высоком
уровне. Каждый приносил свою клятву беззаветной верности.
Такую же клятву давал и сеньор своим вассалам.
Обязательства верности были взаимными, при нарушении их каждая сторона имела
право прервать отношения и мстить вооруженной рукой.
Земля, отданная в пользование на таких
условиях, называлась феодом или леном. Вассалы, получившие лен, были обязаны
помогать сеньору не только военной службой, но и «советом и помощью». В
обусловленные сроки все вассалы являлись ко двору своего сеньора и вместе с ним
вершили суд. Обычно у сеньора накапливалось немало судебных разбирательств:
одни из его вассалов в чем-то провинились, другие поссорились между собой.
Признавали же они только суд равных, а равными между собой считались все
ленники, независимо от богатства и количества подвластных земель.
Однако на этом и заканчивалась зависимость
ленника от сеньора, во всем остальном он был совершенно свободен. На полученной
земле ленник выстраивал себе крепкий замок и отсюда властвовал над окрестными
деревнями и дорогами.
Население же, беззащитное от набегов
соседей-феодалов или разбойников, признавало ленника своим владыкой и искало в
нем опору. В случае опасности все находили защиту в замке. Взамен феодал при
необходимости набирал из окрестных жителей вооруженный отряд и спешил на зов
своего сеньора. Вот из таких владельцев земли разных рангов и составлялось
рыцарство. Рыцарями считали себя и самый бедный из ленников, и граф, и герцог,
и сам король.
Зловещие, мрачные, жестокие времена.
Непрерывные набеги, грабежи, разбои. Один французский архиепископ IX века
жаловался, что «повсюду совершается насилие, всякий заботится лишь об
удовлетворении своего честолюбия, сильные угнетают бедных, и люди стали похожи
на рыб, которые глотают одна другую», Только складывающаяся система зависимых
феодальных отношений обеспечивала человеку хоть какую-то надежду на
безопасность и защиту. Даже сама христианская Церковь была еще слабой и
беззащитной во времена зарождения рыцарства, хотя и пыталась по мере сил
смягчить нравы, внести в мирскую жизнь хоть немного порядка. |