Открытие палеолитических местонахождений в
Монголии, притом не одного, а серии памятников, которые могут быть
датированы эпохой среднего палеолита, ставит по-новому вопрос о
появлении человека в Азии. Кроме того, памятники палеолитической
индустрии в Монголии не являются единственными вещественными,
фактическими документами, которые могут говорить ярко и красноречиво о
существовании на территории Внутренней Азии древних культурных центров.
Одним из уникальных свидетельств тому
являются пещерные росписи — «елочки», которые сохранились со времен
палеолита. Это росписи пещеры Хойт-Цэнкер. Пещера была обследована нами в
1960 г., когда наши экспедиционные маршруты пролегали через всю
территорию МНР и часть Забайкалья. В тот год основной задачей экспедиции
были поиски памятников каменного века на западе Монголии, в Монгольском
Алтае и в долине Больших озер.
Еще весной наш отряд начал работы в
районе г. Горно-Алтайска и далее, по Чуйскому тракту. Экспедиция
двинулась к озеру Цаган-Нур, оттуда в Баян-Ульги, а затем прибыла в г.
Жаргалант. Здесь были обнаружены стоянки человека каменного века и два
крупных скопления наскальных изображений различного возраста. Покинув
гостеприимный Жаргалант, экспедиция направилась по древней караванной
дороге далее на восток, мимо огромного озера Хара-Ус-Нур (в переводе
«Черная вода»), к Манхан-Сомону. Именно в этом направлении шла дорога к
легендарной пещере с загадочными рисунками, о которых еще в 1925 г.
сообщил монгольский геолог Намнан-Дорж.
Сокровища пещеры — рисунки иногда
находятся друг от друга на большом расстоянии. Они выполнялись от случая
к случаю по разным поводам и разными людьми, исторически связаны друг с
другом и продолжают единую художественно-культурную традицию, которая
восходит ко времени верхнего палеолита.
Монголия является страной петроглифов,
древних наскальных рисунков, настоящим царством писаниц, но рисунки
пещеры Хойт-Ценкер отличаются от всех остальных (как выбитых, так и
выполненных краской), прежде всего, своим местонахождением — в пещере.
Нигде подобные пещерные рисунки не встречаются, за исключением
изображений на стенах небольших гротов (Острая сопка на реке Иволге,
около Улан-Удэ, пещера Баин-Хара), которые, однако, аналогичны по стилю и
сюжетам всем остальным забайкальским красочным писаницам.
Сюжеты рисунков Манхан-Сомона, образы,
занимавшие воображение древних художников, резко отличны от петроглифов
Забайкалья и даже других памятников Монголии. Здесь есть фигуры антилоп и
горных баранов, но нет изображений настоящих горных козлов, сибирских
козерогов; сохранился великолепный рисунок двугорбого верблюда,
исполненный, так же как и другие рисунки, в архаической технике —
краской. Нет среди рисунков пещеры и благородного оленя, марала,
«скифского оленя», вместо него — рисунки быков, а также странных птиц,
похожих на страусов или дрофу, и, наконец, что совершенно неожиданно,
рисунки слонов. Настоящие слоны с бивнями и хоботом! Не встречаются
нигде больше в Монголии рисунки типа «елочек», а также серии условных
знаков и парциальных изображений в виде стилизованных рогов, бумерангов и
других загадочных знаков, представленных росписями Хойт-Цэнкер-Агуй. |