Вырождалось, скудело блестящее совсем недавно
рыцарство. Тот, кому остатки чести и достоинства не дозволяли разбойничать, продавали
свой меч и копье любому, кто желал их купить, и становился наемным воином. И
все чаще обедневшее сословие, становившееся все более жалким, служило мишенью
для насмешек со стороны крепнущего купечества и горожан.
Вышучивались кастовость рыцарей, их гордость,
даже торжественные обряды. В одной из сатирических поэм того времени воина
посвящают в рыцари следующим образом: возводят на кучу навоза, оружие приносят
в дырявых корзинах, на голову надевают шлем, который три года пролежал в
закладе у ростовщика. Боевая лошадь, которую подводят рыцарю, оказывается
жалкой клячей, «спина которой похожа на рыбий скелет».
Правда, такие жалкие, готовые закладывать
доспехи и едва ли не побираться рыцари и в самом деле встречались в ту пору. По
представлениям тех, что еще сохраняли возвышенные идеалы чести, достоинства,
они унижали, позорили рыцарское звание. И вот в XIV веке появился особый обряд
разжалования.
Рыцаря, подлежащего разжалованию, одетого в
одну длинную рубаху, возводили на подмостки, окруженные толпой веселящихся
зрителей. На глазах у лишаемого звания на куски разбивалось его оружие, с сапог
срывали шпоры, щит привязывали к хвосту жалкой клячи. Герольд трижды вопрошал,
обращаясь к другому герольду: «Кто это?» Второй отвечал: «Это рыцарь». И тогда первый
герольд трижды повторял: «Нет, это не он! Это не рыцарь, это негодяй,
изменивший своему слову!»
Затем священник читал псалом: «Да будет дни
его кратки, и достоинство его да возьмет другой. Да будут дети его сиротами, и
жена его вдовою. Да не будет сострадающего ему; да не будет милующих сирот его.
Да облечется он проклятьем, как ризою, и да войдет оно, как вода, во
внутренности его, и, как елей, в кости его». Потом разжалованного рыцаря на
носилках, словно мертвеца, несли в церковь и служили над ним панихиду... |