Представляем разработанную на основе современных научных
достижений система мониторинга школьного воспитания; содержатся
конкретные методические рекомендации к проведению такого мониторинга; а
также приводятся полные описания специально разработанных
диагностических процедур, позволяющих выявить эффективность процесса
воспитания в школе. Данное методическое пособие написано с позиций
гуманистической педагогики, ставящей человека превыше все
...
Читать дальше »
|
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, представим себе в самых общих
чертах суть процесса воспитания. В определении таких ученых, как
Х.Й.Лийметс, Л.И.Новикова, В.А.Караковский, Н.Л.Селиванова, воспитание – это управление процессом формирования и развития личности ребенка через создание для этого благоприятных условий.
Соответственно и мониторинг процесса воспитания должен быть направлен
на изучение личности ребенка и создаваемые в
...
Читать дальше »
|
Сюда отнесем материально-техническое оснащение, необходимое для
организации процесса воспитания; укомплектованность школы
квалифицированными специалистами в области воспитания;
предметно-эстетическую среду, в которой организуется процесс воспитания;
деятельность детских объединений и органов ученического самоуправления,
необходимых для самореализации школьников; программное обеспечение
процесса воспитания.
Изуче
...
Читать дальше »
|
Главным показателем эффективности какой-либо деятельности является,
как известно, ее результат. Мало кто будет спорить с тем, что
результатом воспитания является личность воспитанника. Правда всегда при
этом возникает вопрос – а что именно имеется ввиду? Пожалуй, многие педагоги
...
Читать дальше »
|
Личность – это человек, свободно и ответственно определяющий свое
отношение к миру, к людям, к самому себе. Такие отношения могут быть
ценностными (позитивными), неценностными (равнодушными) и
антиценностными (негативными). Поэтому личность не стоит рассматривать
только с положительным знаком. То же можно сказать и о развитии личности
– оно может быть прогрессивным, а может быть и регрессивным. Также и
воспитание нельзя понимать только в контексте позитивн
...
Читать дальше »
|
Начнем с того, что мы предлагаем два варианта диагностического
опросника – для учащихся 6-8-х классов и для учащихся 9-11-х классов.
Структура этих двух опросников, способы их обработки и интерпретации
результатов принципиально не отличаются друг от друга – разнятся только
некоторые формулировки вопросов.
Каждый из опросников состоит из 91 утверждения, к которым подростки
могут выразить свое отношение. Для этого
...
Читать дальше »
|
Опросный лист для учащихся 6 – 8-х классов Перед тобой
несколько разных высказываний. Пожалуйста, прочти их и подумай –
согласен ты с этими высказываниями или нет. Если согласен, то поставь
положительную оценку (+1, +2, +3 или +4) в специальном бланке рядом с
номером этого высказывания. Если ты не согласен с каким-нибудь
высказыванием, то поставь в бланке отрицательную оценку (-1, -2, -3, или
–4).
...
Читать дальше »
|
Фамилия, имя (Ты можешь указать по желанию)_______________
Опросный лист для учащихся 9 – 11-х классов
Вам будет
предложен ряд высказываний. Пожалуйста, прочитайте их и определите,
насколько Вы согласны или не согласны с ними. Оценить степень Вашего
согласия или несогласия можно в баллах (от «+4» до
...
Читать дальше »
|
Предлагаемое Вашему вниманию описание уровней развития отношения
ребенка к той или иной ценности дает приблизительную, типизированную
картину того, что стоит за ответами школьника на соответствующую группу
вопросов. Это - не точный диагноз, это - тенденция, повод для Вашего
педагогического размышления.
В случае групповой диагностики при обобщении результатов не
ограничивайтесь констатацией процентного распределен
...
Читать дальше »
|
Довольно часто при проведении фронтальных диагностических процедур
возникает ситуация, когда ответы того или иного респондента «выпадают»
из общей массы. Как правило, исследователи предпочитают не учитывать
такие ответы при общем подсчете, стремясь достичь большей объективности
результатов в целом по группе. Но в случае диагностики процесса
воспитания, где речь идет о развитии личности, пренебрегать
субъективностью в угоду объективности, на наш взгляд, нел
...
Читать дальше »
|
Cоставлена А.Н.Лутошкиным
Цель данной диагностической методики состоит в выявлении степени
сплоченности детского коллектива – школьного класса, творческого кружка,
спортивной секции, клуба, школьного детского объединения и т.д. Ведь от
этого во многом зависит и личностное развитие входящего в тот или иной
коллектив ребенка. Детский коллектив, как мы уже отмечали, является
одним из
...
Читать дальше »
|
Методика социометрии (ее основоположником считается Дж.Морено)
направлена на изучение межличностных отношений в группе. Она позволяет
определить неформальную структуру детской общности, систему внутренних
симпатий и антипатий, выявить лидеров и «отверженных» членов группы.
Социометрия позволяет понять, насколько окружающий ребенка коллектив
благоприятствует его личностному развитию, насколько члены коллектива
расположены к ребенку, насколько сам ребенок ра
...
Читать дальше »
|
В научных дискуссиях последних десятилетий все настойчивее звучит
мысль: человеко-ориентированные науки и практики должны строиться в
первую очередь на аксиологических (ценностных) основаниях. Если мы
хотим, чтобы наша педагогика была подлинно гуманистической, мы должны
понимать и помнить: в такой педагогике ценности определяют цели, а не
наоборот. В этой связи явно недостаточно, чтобы педагог просто выполнял
свои профессиональные функции или реализовывал
...
Читать дальше »
|
Данная диагностическая методика направлена на выявление ориентиров
педагогического коллектива школы в сфере воспитания. Ориентирован ли
педагогический коллектив на гуманистическое воспитание – или в нем
преобладают авторитарные установки? Видят ли педагоги в ребенке
полноправного субъекта собственной деятельности, способного совершать
свободный выбор, принимать осмысленные решения, нести ответственность за
них – или ребенок представляется им нуждающимся в
...
Читать дальше »
|
Казалось бы проведение подобного анализа – это всегда субъективная
оценка, дело вкуса. Кому-то может нравиться один вариант организации
школьного пространства, кому-то – другой. А о вкусах, как известно, не
спорят. Но в данном случае речь и не должна идти об эстетической оценке.
Речь идет об оценке педагогической. То есть, не о соответствии тех или
иных компонентов школьной среды эстетическим пристрастиям экспертов, а
об их педагогической целесообразности.
...
Читать дальше »
|
Жизнедеятельность современной школы характеризуется значительным
разнообразием детских объединений, функционирующих на ее основе. И
эксперту, изучающему эффективность процесса воспитания в школе, с самого
начала очень важно определить, с каким типом детского объединения он
имеет дело.
Тип детского объединения, по мнению А.Г.Кирпичника, это обобщенный
образ детского объединения, выделенный из совокупности других
...
Читать дальше »
|
Никакие профессиональные
(подчеркнем – именно профессиональные) действия отдельных педагогов,
никакая скоординированная система действий всего педагогического
коллектива, никакие программы воспитания, никакие методики и технологии
не возникают из ниоткуда. В той или иной мере они являются порождением
неких идеальных представлений воспитателей о том, что, как и зачем нужно
или не нужно делать в школе. Эти наиболее общие представления педагогов
о цели, зада
...
Читать дальше »
|
Кроме общешкольных документов, отражающих процесс воспитания,
традиционной для большинства образовательных учреждений стала практика
составления классными руководителями планов воспитательной работы.
Предлагаемый ниже возможный вариант структуры такого плана составлен
нами на основе материалов Н.Л.Селивановой и М.В.Шакуровой. Итак, план
воспитательной работы классного руководителя может содержать в себе:
1.Общие
...
Читать дальше »
|
Суть содержательного анализа состоит в том, чтобы на основе этих
документов представить себе целостную картину организации процесса
воспитания в школе. Конечно же, наилучший способ для получения такой
картины – это непосредственное участие эксперта во всем, что происходит в
школе. Но, согласитесь, побывать везде и сразу ему просто физически не
удастся. Даже заместитель директора по воспитанию не в состоянии таким
способом получить исчерпывающее представлен
...
Читать дальше »
|
|