Никакие профессиональные
(подчеркнем – именно профессиональные) действия отдельных педагогов,
никакая скоординированная система действий всего педагогического
коллектива, никакие программы воспитания, никакие методики и технологии
не возникают из ниоткуда. В той или иной мере они являются порождением
неких идеальных представлений воспитателей о том, что, как и зачем нужно
или не нужно делать в школе. Эти наиболее общие представления педагогов
о цели, задачах, принципах, основных направлениях своей
профессиональной деятельности, как правило, фиксируются в школьной
концепции воспитания.
Такая концепция может быть реально оформлена в письменном виде, а
может и существовать идеально, в умах педагогов. Как пишет
С.Л.Братченко, концепция присутствует даже тогда, когда никто в школе ни
о какой концепции и не слышал – в этом случае концепция скорее всего
поступила «сверху» и была некритически принята к исполнению. Здесь важно
другое – в какой степени эта концепция осознана педагогами, в какой
степени она признается ими «своей».
Наличие концепции воспитания школьников позволяет понять, как
педагогический коллектив школы рефлексирует свою профессиональную
деятельность, ставят ли воспитатели перед собой вопросы: «зачем мы это
делаем?»; «что мы хотим получить в результате?»; «почему надо
действовать именно так, а не иначе?». Или каждый педагог действует по
наитию и сам по себе? Концепция позволяет также получить представление и
о характере взглядов педагогического коллектива на воспитание. Конечно,
для изучения организационных условий процесса воспитания эксперту
удобнее ознакомиться с описанием концепции, но, повторимся, такое ее
оформление вовсе не обязательно. Концепция воспитания (другой вариант -
концепция воспитательной системы школы) может содержать в себе:
Определение смысла, который вкладывает коллектив образовательного
учреждения в понятие «воспитание» или «воспитательная система».
Формулирование целей воспитания, которые поставлены в образовательном
учреждении. Цель – это идеально представленный результат деятельности,
то есть то, что хочет получить воспитатель в результате своих усилий. Описание научных идей, на которых строится процесс воспитания в
образовательном учреждении. Это могут быть те или иные философские,
психологические, собственно педагогические теории, помогающие педагогам в
осмыслении и проектировании своей профессиональной деятельности.
Описание основных принципов, которыми руководствуется педагогический
коллектив образовательного учреждения. Принципы – это общие требования,
определяющие воспитательный процесс посредством норм, правил,
рекомендаций.
Характеристика основных направлений воспитательной деятельности
педагогов школы. Воспитательная деятельность – это деятельность
педагога, направленная на создание благоприятных условий для развития
личности ребенка. И она вовсе не ограничивается лишь его совместной со
школьником деятельностью, а направлена также и на других людей,
контактирующих с ним, на среду его обитания, на микроклимат тех
общностей, в которые он входит.
Наиболее общая характеристика основных способов достижения
поставленных целей и воплощения основных идей и принципов, лежащих в
основе организации процесса воспитания. Школьные программы воспитания Концепция не обязательно
предполагает описание конкретного плана действий по ее реализации. Для
программы это - обязательное условие. Как пишет А.М.Моисеев, программа
должна способствовать преодолению неопределенности, упорядочиванию
совместной деятельности педагогов школы. В образовательных учреждениях
могут быть самые разные программы. Это может быть общая программа
воспитания школьников, а может быть и целевая программа, ориентированная
на решение каких-либо конкретных, актуальных для школы проблем.
Например, программа формирования здорового образа жизни школьников,
программа патриотического воспитания школьников, программа воспитания
толерантности у школьников и т.д. Программа может содержать в себе:
Обоснование ее актуальности, то есть важности и необходимости ее
реализации в данное время и в данном образовательном учреждении.
Определение конкретных задач воспитания, на решение которых
направлена данная программа. При отсутствии описания общей концепции
воспитания школьников программа может содержать в себе и характеристику
концептуальных основ организации процесса воспитания – цели, основных
идей, принципов.
Описание основных путей и способов реализации поставленных задач.
Перечень (это основной блок программы) конкретных важнейших действий
педагогического коллектива, акций, событий, мероприятий, индивидуальных и
групповых бесед со школьниками и т.д., направленных на достижение
определенных программой задач воспитания. |