Сюда отнесем материально-техническое оснащение, необходимое для
организации процесса воспитания; укомплектованность школы
квалифицированными специалистами в области воспитания;
предметно-эстетическую среду, в которой организуется процесс воспитания;
деятельность детских объединений и органов ученического самоуправления,
необходимых для самореализации школьников; программное обеспечение
процесса воспитания.
Изучение этих организационных условийвозможно на основе их экспертной
оценки. Дело в том, что процесс воспитания настолько сложен и
многогранен, что говорить о возможности точного математического
измерения различных его параметров и их оценивания в баллах, очках и
т.д. не приходится. Это, по меньшей мере, наивно и некорректно. Далеко
не все в воспитании может быть изучено количественными методами. Именно в
таких случаях и применим качественный анализ того или иного объекта
экспертом. Экспертиза Не стоит пугаться этого слова. Экспертиза – это
исследование какой-либо проблемы соответствующими специалистами,
экспертами. Как пишет С.Л.Братченко, «экспертиза является чрезвычайно
распространенной в нашей жизни процедурой и все мы периодически
выполняем функцию эксперта. Ведь каждый из нас – «специалист» по
каким-либо вопросам... и регулярно высказывает по ним свои суждения».
Чтобы сделать экспертный анализ более объективным, необходимо
привлечение нескольких экспертов. Ими могут быть кто-то из педагогов
школы, представитель школьной администрации, квалифицированные
представители методических или управленческих организаций. Возможно
также привлечение педагогов другого образовательного учреждения, кого-то
из родителей школьников. Предметом их экспертной оценки и будут
являться организационные условия процесса воспитания. В помощь экспертам
мы можем предложить некоторые рекомендации к проведению анализа этих
организационных условий.
Подводя итог, представим все вышеизложенное в виде таблицы, которая
позволит увидеть целостную картину предлагаемого нами варианта
мониторинга процесса воспитания в школе.
Что изучается (предмет мониторинга) | Как изучается (механизм мониторинга) | 1.Личность школьника как главный показатель эффективности процесса воспитания. | Тестовая диагностика личностного роста школьников (См. на нашем сайте). Методика индивидуального диагностического собеседования (См. на нашем сайте). | 2.Детский коллектив как условие развития личности школьника. | Методика
изучения уровня развития детского коллектива «Какой у нас коллектив»
А.Н.Лутошкина (См. на нашем сайте). Методика социометрического изучения межличностных отношений в детском коллективе (См. на нашем сайте). | 3.Профессиональная позиция педагога как условие развития личности школьника. | Диагностика профессиональной позиции педагога как воспитателя (См. соответствующий раздел данного пособия). Методика
изучения профессиональных ориентиров педагогического коллектива в сфере
воспитания (См. соответствующий раздел данного пособия). | 4.Организационные условия, обеспечивающие эффективность процесса воспитания. | Экспертный анализ и оценка организационных условийпроцесса воспитания. | 4.1.Материально-техническое оснащение, необходимое для организации процесса воспитания. | Качественный
и количественный анализ материально-технического оснащения процесса
воспитания (оборудования, аппаратуры, культурно-массового, туристского,
спортивного снаряжения, библиотечно-информационного фонда и т.д.) исходя
из реальных материальных возможностей образовательного учреждения. | 4.2.Укомплектованность школы квалифицированными специалистами в области воспитания. | Анализ
штатного расписания образовательного учреждения на предмет наличия
необходимых и достаточных для осуществления процесса воспитания
педагогических кадров (это могут быть классные руководители и классные
воспитатели, зам. директора по воспитанию и организатор внеклассной
работы в школе, старший вожатый и педагог дополнительного образования,
социальный педагог и школьный психолог) и их профессиональной
квалификации. | 4.3.Предметно-эстетическая среда, в которой организуется процесс воспитания. | Анализ
предметно-эстетической среды образовательного учреждения (См.
рекомендации к проведению анализа на нашем сайте). | 4.4.Деятельность детских объединений и органов ученического самоуправления, необходимых для самореализации школьников. | Анализ
деятельности детских объединений и органов ученического самоуправления,
необходимых для самореализации школьников (См. рекомендации к
проведению анализа на нашем сайте). | 4.5.Программное обеспечение процесса воспитания. | Анализ
концепций, программ, планов воспитания в образовательном учреждении
(См. рекомендации к проведению анализа на нашем сайте). |
|