Для того, чтобы ответить на этот вопрос, представим себе в самых общих
чертах суть процесса воспитания. В определении таких ученых, как
Х.Й.Лийметс, Л.И.Новикова, В.А.Караковский, Н.Л.Селиванова, воспитание – это управление процессом формирования и развития личности ребенка через создание для этого благоприятных условий.
Соответственно и мониторинг процесса воспитания должен быть направлен
на изучение личности ребенка и создаваемые в образовательном учреждении
условия ее развития. Исходя из приведенного выше определения мы выделили
четыре основных предмета мониторинга.Личность самого воспитанника – главный показатель эффективности процесса воспитания. В
каком направлении происходит развитие личности ребенка? На какие
ценности он ориентируется? Какие отношения к окружающему миру, к другим
людям, к самому себе складываются у него в процессе воспитания?
Позитивные изменения, происходящие в личности воспитанника, можно
охарактеризовать таким интегральным понятием как личностный рост.
Личностный рост (в отличие, скажем, от личностного регресса) выражается в
развитии гуманистических ценностных отношений человека к миру, к людям и
к самому себе.
Для диагностики личностного роста школьников мы предлагаем
использовать соответствующий опросник. С самим опросником, механизмом
проведения диагностики, способом обработки и интерпретации полученных
результатов можно ознакомиться в соответствующем разделе нашего пособия.
Кроме этого, на страницах данного пособия мы предлагаем вашему вниманию
и описание особой методики выявления некоторых проблем и перспектив
личностного роста ребенка. Это методика индивидуального диагностического
собеседования. Детский коллектив – одно из важнейших условий развития личности ребенка. Отечественная
система воспитания традиционно складывалась как система воспитания в
коллективе: классе, кружке, спортивной секции, детском объединении,
отряде детского оздоровительного лагеря и т.д. Современный ребенок
развивается как личность в нескольких разных коллективах – разных по
характеру деятельности, по способу вхождения в них детей, по характеру
реализуемых ими в этих коллективах ролей, по длительности пребывания в
них ребят. Влияние коллектива на ребенка многоаспектно: за счет одних
своих свойств он может порождать процессы нивелировки личности, ее
усреднения; за счет других – развивать индивидуальность человека, его
творческий потенциал.
Поэтому важно изучить уровень развития детского коллектива (здесь мы
предлагаем использовать хорошо зарекомендовавшую себя диагностическую
методику А.Н.Лутошкина «Какой у нас коллектив»), а также характер
взаимоотношений школьников в детском коллективе (для диагностики этих
отношений, на наш взгляд, целесообразно использовать методику
социометриии). Профессиональная позиция педагога – еще одно из важнейших условий развития личности ребенка
Позиция – это единство сознания и деятельности человека, где
деятельность выступает одним из способов реализации его базовых
ценностей (Н.Г.Алексеев, В.И.Слободчиков). В этой связи важно выяснить:
является ли воспитание сознательно выбранной деятельностью педагога (или
педагог всего лишь выполняет возложенную на него кем-то обязанность, то
есть попросту отбывает повинность); какие профессиональные ценности
сформированы у педагогов (или такие ценности вовсе отсутствуют и педагог
осуществляет свою работу формально, равнодушно)? Ответы на эти вопросы
позволят пролить свет на те условия развития личности ребенка, которые
существуют в школе.
Не менее важное значение имеет и характер педагогической позиции.
Сформирована ли у педагога гуманистическая педагогическая позиция?
Гуманистическое воспитание – это не только гуманистически ориентирующее
воспитание (ориентирующее ребенка на гуманистические ценности), но и
гуманистически ориентированное воспитание (ориентированное на ребенка
как базовую для воспитателя ценность). Это означает, что именно данной
ценностью определяется вся иерархия профессиональных ценностей
педагога-воспитателя, что именно данная ценность определяет выбор
средств и методов воспитания. Таким образом, вся воспитательная
деятельность как бы пронизана ценностным отношением педагога к ребенку: к
его телесной (физическому здоровью), душевной (психическому равновесию)
и духовной (свободе) ипостасям.
Развитие у педагога такого ценностного отношения к ребенку и
оформление этого отношения в гуманистическую педагогическую позицию
имеет важное значение для практики воспитания, поскольку позиция
выступает здесь своеобразным регулятором воспитательной деятельности.
Она не позволяет процессу воспитания как события взрослого и ребенка
трансформироваться в воспитание как «инженерию человеческих душ», где
активностью субъекта обладает только педагог, а ребенок выступает лишь в
качестве потенции, возможности, реализация которой полностью зависит от
внешнего влияния. Вот почему важно изучение профессиональной позиции
педагога. Для этого мы предлагаем использовать специально разработанную методику
диагностики профессиональной позиции педагога как воспитателя, а также
методику изучения профессиональных ориентиров педагогического коллектива
в сфере воспитания. |