Воскресенье, 24.11.2024, 13:04                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [93]
ДИАГНОСТИКА И МОНИТОРИНГ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ [23]
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ". 2013 год [111]

Статистика

Онлайн всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » 2012 » Июнь » 13 » Диагностика профессиональной позиции педагога как воспитателя
11:50
Диагностика профессиональной позиции педагога как воспитателя

В научных дискуссиях последних десятилетий все настойчивее звучит мысль: человеко-ориентированные науки и практики должны строиться в первую очередь на аксиологических (ценностных) основаниях. Если мы хотим, чтобы наша педагогика была подлинно гуманистической, мы должны понимать и помнить: в такой педагогике ценности определяют цели, а не наоборот. В этой связи явно недостаточно, чтобы педагог просто выполнял свои профессиональные функции или реализовывал социально-профессиональную роль(и то, и другое можно делать вне ценностного отношения). Необходима позицияпедагога, потому что только позиция, как мы уже отмечали, представляет собой единство сознания и деятельности человека, где деятельность выступает одним из способов реализации его базовых ценностей.

Педагогическая позиция, по словам В.И.Слободчикова, уникальна и единственна в своем роде. Она одновременно является и педагогически-личностной (выявляется во всякой встрече взрослого и ребенка), и педагогически-профессиональной (выявляется при создании условий достижения профессиональных, педагогических целей). Нелишне будет специально отметить, что педагог нигде и никогда не встречается с ребенком как «объектом» (если он действительно педагог, а не работник с «человеческим материалом»): в личностной позиции он всегда встречается с другим человеком, а в профессиональной – с условиями его развития.

В личностно-профессиональной позиции педагога можно выделить, по крайней мере, две субпозиции: учителя и воспитателя. В интересующей нас позиции воспитателя педагог работает с условиями развития ребенка как личности, тогда как в позиции учителя педагог встречается с ребенком, главным образом, как субъектомучебной деятельности.

Исходя из всего вышесказанного, можно дать следующее определение: личностно-профессиональная позиция педагога как воспитателя – это способ реализации педагогом собственных базовых ценностей в деятельности по созданию условий для развития личности ребенка. Гуманистический характер данной позиции определяется, во-первых, тем, насколько ценности гуманизма являются базовыми для педагога, а, во-вторых, тем, насколько адекватны ценностям избираемые педагогом формы, методы и средства воспитательной деятельности. Это и позволяет выяснить приводимая ниже диагностическая методика.

В ее основу положена разработанная А.И.Григорьевой деятельностная модель личностно-профессиональной позиции педагога как воспитателя. В данной модели представлены возможные действия воспитателя, разделенные на четыре блока:

1) действия педагога как субъекта воспитательного влияния на ребенка и детскую общность;

2) действия педагога как субъекта личностного и профессионального саморазвития как воспитателя;

3) действия педагога как субъекта формирования и развития педагогического коллектива как коллектива воспитателей;

4) действия педагога как субъекта взаимодействия с «выходящими» на ребенка социальными общностями и институтами, стимулирующего проявление их воспитательного потенциала.

Как осуществляется диагностика

Педагогу (группе педагогов) последовательно предъявляются для заполнения два опросных листа – №1 и №2. Главное при этом – соблюсти интервал между предъявлением этих листов. Он должен составлять не менее одного дня!Это делается для того, чтобы снизить возможную конформность ответов, нейтрализовать возможные попытки «угадать» «правильный» ответ.

Опросный лист №1

Уважаемый коллега! Вашему вниманию предложен перечень действий педагога как воспитателя. Как Вы относитесь к тому или иному действию? Выберите один из 4-х предлагаемых вариантов ответа и поставьте любой знак («галочку», «крестик» и т.п.) в одной из колонок напротив каждого утверждения.


Действия
педагога-воспитателя

Считаю необхо-димым

Считаю
важным

Считаю
необязательным

Считаю
ненужным

1.Равноправное общение с детьми

2. Проявление эмпатии по отношению к ребенку

3. Проявление непременного доверия к возможностям и способностям ребенка

4. Принятие ребенка как личности, невзирая на соотношение его достоинств и недостатков

5. Оценивание не личности ребенка, а его поступков

6. Открытое предъявление детям своих нравственных убеждений, ценностей, интересов

7. Сотрудничество с детьми в достижении общих целей

8. Создание воспитывающих ситуаций в различных видах деятельности

9. Создание ситуации успеха для каждого ребенка

10.Организация конструктивного конфликта в целях развития личности и коллектива

11.Активизация воспитательного потенциала урока

12. Поддержка школьников как субъектов самоуправления

13. Отказ от вмешательства в то, что дети предпочитают делать сами

14. Поддержка процесса самопознания ребенка

15. Предоставление реальных возможностей для самореализации и самоопределения ребенка

16. Принятие воспитывающего влияния детей на педагога

17. Честное, самокритичное отношение к своим успехам и неудачам

18. Забота о своем личностном росте, развитии духовности

19. Забота о своем физическом и психическом здоровье

20. Расширение и углубление своих профессиональных знаний и умений в сфере воспитания

21. Постоянный самоанализ своей воспитательной деятельности

22. Совершенствование своих знаний о детской, подростковой, молодежных субкультурах

23. Осмысление своей деятельности в контексте воспитательного процесса образовательного учреждения

24. Деятельное участие в педагогическом самоуправлении

25. Проявление интереса к профессиональной деятельности коллег

26. Обеспечение нравственной атмосферы в педагогическом коллективе

27. Открытое обсуждение с коллегами профессиональных проблем

28. Предоставление возможности другим педагогам знакомиться с его опытом

29. Помощь молодым педагогам, учителям-новичкам

30. Проявление интереса к жизни ребенка в семье

31. Проявление постоянного интереса к внешкольным делам и занятиям ребенка

32. Поддержка положительной направленности семейного воспитания ребенка

33. Защита прав и интересов ребенка, оказавшегося в конфликте с родителями

34. Повышение педагогической культуры родителей своих воспитанников

35. Взаимодействие в решении воспитательных задач с социальными педагогами, психологами, медицинскими работниками и пр.

36. Защита и поддержка ребенка, оказавшегося в неблагоприятной социальной ситуации

Опросный лист №2

Уважаемый коллега! Вашему вниманию предложен перечень действий педагога как воспитателя. Как Вы в своей работе реализуете каждое из них? Выберите один из 4-х предлагаемых вариантов ответа и поставьте любой знак («галочку», «крестик» и т.п.) в одной из колонок напротив каждого утверждения.

Действия
педагога-воспитателя

Делаю постоянно

Делаю
часто

Делаю
изредка

Не
делаю

1. Равноправное общение с детьми

2. Проявление эмпатии по отношению к ребенку

3. Проявление непременного доверия к возможностям и способностям ребенка

4. Принятие ребенка как личности, невзирая на соотношение его достоинств и недостатков

5. Оценивание не личности ребенка, а его поступков

6. Открытое предъявление детям своих нравственных убеждений, ценностей, интересов

7. Сотрудничество с детьми в достижении общих целей

8. Создание воспитывающих ситуаций в различных видах деятельности

9. Создание ситуации успеха для каждого ребенка

10. Организация конструктивного конфликта в целях развития личности и коллектива

11. Активизация воспитательного потенциала урока

12. Поддержка школьников как субъектов самоуправления

13. Отказ от вмешательства в то, что дети предпочитают делать сами

14. Поддержка процесса самопознания ребенка

15. Предоставление реальных возможностей для самореализации и самоопределения ребенка

16. Принятие воспитывающего влияния детей на педагога

17. Честное, самокритичное отношение к своим успехам и неудачам

18. Забота о своем личностном росте, развитии духовности

19. Забота о своем физическом и психическом здоровье

20. Расширение и углубление своих профессиональных знаний и умений в сфере воспитания

21. Постоянный самоанализ своей воспитательной деятельности

22. Совершенствование своих знаний о детской, подростковой, молодежных субкультурах

23. Осмысление своей деятельности в контексте воспитательного процесса образовательного учреждения

24. Деятельное участие в педагогическом самоуправлении

24. Проявление интереса к профессиональной деятельности коллег

25. Обеспечение нравственной атмосферы в педагогическом коллективе

26. Открытое обсуждение с коллегами профессиональных проблем

27. Предоставление возможности другим педагогам знакомиться с его опытом

28. Помощь молодым педагогам, учителям-новичкам

29. Проявление интереса к жизни ребенка в семье

30. Проявление постоянного интереса к внешкольным делам и занятиям ребенка

31. Поддержка положительной направленности семейного воспитания ребенка

32. Защита прав и интересов ребенка, оказавшегося в конфликте с родителями

33. Повышение педагогической культуры родителей своих воспитанников

34. Взаимодействие в решении воспитательных задач с социальными педагогами, психологами, медицинскими работниками и пр.

35. Защита и поддержка ребенка, оказавшегося в неблагоприятной социальной ситуации

Обработка результатов.

Два опросных листа соответствуют представлению о позиции как единстве сознания и деятельности. Говоря с определенной долей условности, опросный лист №1 выявляет «сознание» педагога как воспитателя, опросный лист №2 – «деятельность».

Подсчет результатов осуществляется следующим образом. Лист №1 «накладывается» на лист №2 и отмечаются только совпадения ответов. Далее подсчитывается, в какой колонке – первой, второй, третьей или четвертой –больше всего совпадений. «Лидирующая» колонка и показывает уровень развития профессиональной позиции педагога как воспитателя.

Интерпретация результатов.

Если больше всего совпадений ответов в 1-й колонке («считаю необходимым» – «делаю постоянно»), то перед нами сильная профессиональная позиция воспитателя.

Если больше всего совпадений во 2-й колонке («считаю важным» –«делаю часто»), то перед нами относительно сильная профессиональная позиция воспитателя.

Если больше всего совпадений в 3-й колонке («считаю необязательным» – «делаю изредка»), то перед нами относительно слабая профессиональная позиция воспитателя.

Наконец, если больше всего совпадений в 4-й колонке («считаю ненужным» – «не делаю»), то перед нами слабая профессиональная позиция воспитателя.

Если результат кажется неправдоподобно высоким, можно пригласить респондента на индивидуальное собеседование. Обращаясь к материалам его тестирования и тактично расспрашивая его о том, каким образом он реализует те или иные действия, можно с достаточно большой степенью достоверности выяснить, пустил ли он «пыль в глаза» или действительно является профессионалом высочайшего класса в деле воспитания.

Также на основе данного теста можно проводить более детальный анализ профессиональной позиции педагога как воспитателя, в частности рассмотреть особенности позиции педагога по субъектностям:

1) педагог как субъект воспитательного влияния на ребенка и детскую общность (утверждения с 1 по 16);

2) педагог как субъект личностного и профессионального саморазвития как воспитателя (утверждения с 17 по 22);

3) педагог как субъект формирования и развития педагогического коллектива как коллектива воспитателей (утверждения с 23 по 28);

4) педагог как субъект взаимодействия с «выходящими» на ребенка социальными общностями и институтами, стимулирующий проявление их воспитательного потенциала (утверждения с 29 по 35).


С помощью такого дифференцированного анализа можно выяснить, какая из субъектностей педагога-воспитателя «западает» у респондента, где он испытывает наибольшие сложности и трудности, что может служить источником его профессионального и личностного роста.
Категория: ДИАГНОСТИКА И МОНИТОРИНГ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ | Просмотров: 4792 | Добавил: admin | Теги: мониторинг воспитательного процесса, анкетирование учеников, завуч по ВР, администрация, воспитательная работа в школе. орга | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru