В научных дискуссиях последних десятилетий все настойчивее звучит
мысль: человеко-ориентированные науки и практики должны строиться в
первую очередь на аксиологических (ценностных) основаниях. Если мы
хотим, чтобы наша педагогика была подлинно гуманистической, мы должны
понимать и помнить: в такой педагогике ценности определяют цели, а не
наоборот. В этой связи явно недостаточно, чтобы педагог просто выполнял
свои профессиональные функции или реализовывал
социально-профессиональную роль(и то, и другое можно делать вне
ценностного отношения). Необходима позицияпедагога, потому что только
позиция, как мы уже отмечали, представляет собой единство сознания и
деятельности человека, где деятельность выступает одним из способов
реализации его базовых ценностей.
Педагогическая позиция, по словам В.И.Слободчикова, уникальна и
единственна в своем роде. Она одновременно является и
педагогически-личностной (выявляется во всякой встрече взрослого и
ребенка), и педагогически-профессиональной (выявляется при создании
условий достижения профессиональных, педагогических целей). Нелишне
будет специально отметить, что педагог нигде и никогда не встречается с
ребенком как «объектом» (если он действительно педагог, а не работник с
«человеческим материалом»): в личностной позиции он всегда встречается с
другим человеком, а в профессиональной – с условиями его развития.
В личностно-профессиональной позиции педагога можно выделить, по
крайней мере, две субпозиции: учителя и воспитателя. В интересующей нас
позиции воспитателя педагог работает с условиями развития ребенка как
личности, тогда как в позиции учителя педагог встречается с ребенком,
главным образом, как субъектомучебной деятельности.
Исходя из всего вышесказанного, можно дать следующее определение: личностно-профессиональная
позиция педагога как воспитателя – это способ реализации педагогом
собственных базовых ценностей в деятельности по созданию условий для
развития личности ребенка. Гуманистический характер данной
позиции определяется, во-первых, тем, насколько ценности гуманизма
являются базовыми для педагога, а, во-вторых, тем, насколько адекватны
ценностям избираемые педагогом формы, методы и средства воспитательной
деятельности. Это и позволяет выяснить приводимая ниже диагностическая
методика. В ее основу положена разработанная А.И.Григорьевой деятельностная
модель личностно-профессиональной позиции педагога как воспитателя. В
данной модели представлены возможные действия воспитателя, разделенные
на четыре блока:
1) действия педагога как субъекта воспитательного влияния на ребенка и детскую общность;
2) действия педагога как субъекта личностного и профессионального саморазвития как воспитателя;
3) действия педагога как субъекта формирования и развития педагогического коллектива как коллектива воспитателей;
4) действия педагога как субъекта взаимодействия с «выходящими» на
ребенка социальными общностями и институтами, стимулирующего проявление
их воспитательного потенциала. Как осуществляется диагностика
Педагогу (группе педагогов) последовательно предъявляются для заполнения
два опросных листа – №1 и №2. Главное при этом – соблюсти интервал
между предъявлением этих листов. Он должен составлять не менее одного
дня!Это делается для того, чтобы снизить возможную конформность ответов,
нейтрализовать возможные попытки «угадать» «правильный» ответ. Опросный лист №1 Уважаемый коллега! Вашему вниманию
предложен перечень действий педагога как воспитателя. Как Вы относитесь к
тому или иному действию? Выберите один из 4-х предлагаемых вариантов
ответа и поставьте любой знак («галочку», «крестик» и т.п.) в одной из
колонок напротив каждого утверждения.
Действия педагога-воспитателя | Считаю необхо-димым | Считаю важным | Считаю необязательным | Считаю ненужным | 1.Равноправное общение с детьми | 2. Проявление эмпатии по отношению к ребенку | 3. Проявление непременного доверия к возможностям и способностям ребенка | 4. Принятие ребенка как личности, невзирая на соотношение его достоинств и недостатков | 5. Оценивание не личности ребенка, а его поступков | 6. Открытое предъявление детям своих нравственных убеждений, ценностей, интересов | 7. Сотрудничество с детьми в достижении общих целей | 8. Создание воспитывающих ситуаций в различных видах деятельности | 9. Создание ситуации успеха для каждого ребенка | 10.Организация конструктивного конфликта в целях развития личности и коллектива | 11.Активизация воспитательного потенциала урока | 12. Поддержка школьников как субъектов самоуправления | 13. Отказ от вмешательства в то, что дети предпочитают делать сами | 14. Поддержка процесса самопознания ребенка | 15. Предоставление реальных возможностей для самореализации и самоопределения ребенка | 16. Принятие воспитывающего влияния детей на педагога | 17. Честное, самокритичное отношение к своим успехам и неудачам | 18. Забота о своем личностном росте, развитии духовности | 19. Забота о своем физическом и психическом здоровье | 20. Расширение и углубление своих профессиональных знаний и умений в сфере воспитания | 21. Постоянный самоанализ своей воспитательной деятельности | 22. Совершенствование своих знаний о детской, подростковой, молодежных субкультурах | 23. Осмысление своей деятельности в контексте воспитательного процесса образовательного учреждения | 24. Деятельное участие в педагогическом самоуправлении | 25. Проявление интереса к профессиональной деятельности коллег | 26. Обеспечение нравственной атмосферы в педагогическом коллективе | 27. Открытое обсуждение с коллегами профессиональных проблем | 28. Предоставление возможности другим педагогам знакомиться с его опытом | 29. Помощь молодым педагогам, учителям-новичкам | 30. Проявление интереса к жизни ребенка в семье | 31. Проявление постоянного интереса к внешкольным делам и занятиям ребенка | 32. Поддержка положительной направленности семейного воспитания ребенка | 33. Защита прав и интересов ребенка, оказавшегося в конфликте с родителями | 34. Повышение педагогической культуры родителей своих воспитанников | 35. Взаимодействие в решении воспитательных задач с социальными педагогами, психологами, медицинскими работниками и пр. | 36. Защита и поддержка ребенка, оказавшегося в неблагоприятной социальной ситуации | Опросный лист №2 Уважаемый
коллега! Вашему вниманию предложен перечень действий педагога как
воспитателя. Как Вы в своей работе реализуете каждое из них? Выберите
один из 4-х предлагаемых вариантов ответа и поставьте любой знак
(«галочку», «крестик» и т.п.) в одной из колонок напротив каждого
утверждения. Действия педагога-воспитателя | Делаю постоянно | Делаю часто | Делаю изредка | Не делаю | 1. Равноправное общение с детьми | 2. Проявление эмпатии по отношению к ребенку | 3. Проявление непременного доверия к возможностям и способностям ребенка | 4. Принятие ребенка как личности, невзирая на соотношение его достоинств и недостатков | 5. Оценивание не личности ребенка, а его поступков | 6. Открытое предъявление детям своих нравственных убеждений, ценностей, интересов | 7. Сотрудничество с детьми в достижении общих целей | 8. Создание воспитывающих ситуаций в различных видах деятельности | 9. Создание ситуации успеха для каждого ребенка | 10. Организация конструктивного конфликта в целях развития личности и коллектива | 11. Активизация воспитательного потенциала урока | 12. Поддержка школьников как субъектов самоуправления | 13. Отказ от вмешательства в то, что дети предпочитают делать сами | 14. Поддержка процесса самопознания ребенка | 15. Предоставление реальных возможностей для самореализации и самоопределения ребенка | 16. Принятие воспитывающего влияния детей на педагога | 17. Честное, самокритичное отношение к своим успехам и неудачам | 18. Забота о своем личностном росте, развитии духовности | 19. Забота о своем физическом и психическом здоровье | 20. Расширение и углубление своих профессиональных знаний и умений в сфере воспитания | 21. Постоянный самоанализ своей воспитательной деятельности | 22. Совершенствование своих знаний о детской, подростковой, молодежных субкультурах | 23. Осмысление своей деятельности в контексте воспитательного процесса образовательного учреждения | 24. Деятельное участие в педагогическом самоуправлении | 24. Проявление интереса к профессиональной деятельности коллег | 25. Обеспечение нравственной атмосферы в педагогическом коллективе | 26. Открытое обсуждение с коллегами профессиональных проблем | 27. Предоставление возможности другим педагогам знакомиться с его опытом | 28. Помощь молодым педагогам, учителям-новичкам | 29. Проявление интереса к жизни ребенка в семье | 30. Проявление постоянного интереса к внешкольным делам и занятиям ребенка | 31. Поддержка положительной направленности семейного воспитания ребенка | 32. Защита прав и интересов ребенка, оказавшегося в конфликте с родителями | 33. Повышение педагогической культуры родителей своих воспитанников | 34. Взаимодействие в решении воспитательных задач с социальными педагогами, психологами, медицинскими работниками и пр. | 35. Защита и поддержка ребенка, оказавшегося в неблагоприятной социальной ситуации | Обработка результатов. Два
опросных листа соответствуют представлению о позиции как единстве
сознания и деятельности. Говоря с определенной долей условности,
опросный лист №1 выявляет «сознание» педагога как воспитателя, опросный
лист №2 – «деятельность». Подсчет результатов осуществляется следующим образом. Лист №1
«накладывается» на лист №2 и отмечаются только совпадения ответов. Далее
подсчитывается, в какой колонке – первой, второй, третьей или четвертой
–больше всего совпадений. «Лидирующая» колонка и показывает уровень
развития профессиональной позиции педагога как воспитателя.
Интерпретация результатов. Если больше всего совпадений
ответов в 1-й колонке («считаю необходимым» – «делаю постоянно»), то
перед нами сильная профессиональная позиция воспитателя.
Если больше всего совпадений во 2-й колонке («считаю важным» –«делаю
часто»), то перед нами относительно сильная профессиональная позиция
воспитателя.
Если больше всего совпадений в 3-й колонке («считаю необязательным» –
«делаю изредка»), то перед нами относительно слабая профессиональная
позиция воспитателя.
Наконец, если больше всего совпадений в 4-й колонке («считаю
ненужным» – «не делаю»), то перед нами слабая профессиональная позиция
воспитателя.
Если результат кажется неправдоподобно высоким, можно пригласить
респондента на индивидуальное собеседование. Обращаясь к материалам его
тестирования и тактично расспрашивая его о том, каким образом он
реализует те или иные действия, можно с достаточно большой степенью
достоверности выяснить, пустил ли он «пыль в глаза» или действительно
является профессионалом высочайшего класса в деле воспитания.
Также на основе данного теста можно проводить более детальный анализ
профессиональной позиции педагога как воспитателя, в частности
рассмотреть особенности позиции педагога по субъектностям:
1) педагог как субъект воспитательного влияния на ребенка и детскую общность (утверждения с 1 по 16);
2) педагог как субъект личностного и профессионального саморазвития как воспитателя (утверждения с 17 по 22);
3) педагог как субъект формирования и развития педагогического коллектива как коллектива воспитателей (утверждения с 23 по 28);
4) педагог как субъект взаимодействия с «выходящими» на ребенка
социальными общностями и институтами, стимулирующий проявление их
воспитательного потенциала (утверждения с 29 по 35). С помощью такого дифференцированного анализа можно выяснить, какая из
субъектностей педагога-воспитателя «западает» у респондента, где он
испытывает наибольшие сложности и трудности, что может служить
источником его профессионального и личностного роста. |