| В научных дискуссиях последних десятилетий все настойчивее звучит 
мысль: человеко-ориентированные науки и практики должны строиться в 
первую очередь на аксиологических (ценностных) основаниях. Если мы 
хотим, чтобы наша педагогика была подлинно гуманистической, мы должны 
понимать и помнить: в такой педагогике ценности определяют цели, а не 
наоборот. В этой связи явно недостаточно, чтобы педагог просто выполнял 
свои профессиональные функции или реализовывал 
социально-профессиональную роль(и то, и другое можно делать вне 
ценностного отношения). Необходима позицияпедагога, потому что только 
позиция, как мы уже отмечали, представляет собой единство сознания и 
деятельности человека, где деятельность выступает одним из способов 
реализации его базовых ценностей. Педагогическая позиция, по словам В.И.Слободчикова, уникальна и 
единственна в своем роде. Она одновременно является и 
педагогически-личностной (выявляется во всякой встрече взрослого и 
ребенка), и педагогически-профессиональной (выявляется при создании 
условий достижения профессиональных, педагогических целей). Нелишне 
будет специально отметить, что педагог нигде и никогда не встречается с 
ребенком как «объектом» (если он действительно педагог, а не работник с 
«человеческим материалом»): в личностной позиции он всегда встречается с
 другим человеком, а в профессиональной – с условиями его развития. В личностно-профессиональной позиции педагога можно выделить, по 
крайней мере, две субпозиции: учителя и воспитателя. В интересующей нас 
позиции воспитателя педагог работает с условиями развития ребенка как 
личности, тогда как в позиции учителя педагог встречается с ребенком, 
главным образом, как субъектомучебной деятельности. Исходя из всего вышесказанного, можно дать следующее определение: личностно-профессиональная
 позиция педагога как воспитателя – это способ реализации педагогом 
собственных базовых ценностей в деятельности по созданию условий для 
развития личности ребенка. Гуманистический характер данной 
позиции определяется, во-первых, тем, насколько ценности гуманизма 
являются базовыми для педагога, а, во-вторых, тем, насколько адекватны 
ценностям избираемые педагогом формы, методы и средства воспитательной 
деятельности. Это и позволяет выяснить приводимая ниже диагностическая 
методика. В ее основу положена разработанная А.И.Григорьевой деятельностная 
модель личностно-профессиональной позиции педагога как воспитателя. В 
данной модели представлены возможные действия воспитателя, разделенные 
на четыре блока: 1) действия педагога как субъекта воспитательного влияния на ребенка и детскую общность; 2) действия педагога как субъекта личностного и профессионального саморазвития как воспитателя; 3) действия педагога как субъекта формирования и развития педагогического коллектива как коллектива воспитателей; 4) действия педагога как субъекта взаимодействия с «выходящими» на 
ребенка социальными общностями и институтами, стимулирующего проявление 
их воспитательного потенциала. Как осуществляется диагностика
 Педагогу (группе педагогов) последовательно предъявляются для заполнения
 два опросных листа – №1 и №2. Главное при этом – соблюсти интервал 
между предъявлением этих листов. Он должен составлять не менее одного 
дня!Это делается для того, чтобы снизить возможную конформность ответов,
 нейтрализовать возможные попытки «угадать» «правильный» ответ. Опросный лист №1Уважаемый коллега! Вашему вниманию 
предложен перечень действий педагога как воспитателя. Как Вы относитесь к
 тому или иному действию? Выберите один из 4-х предлагаемых вариантов 
ответа и поставьте любой знак («галочку», «крестик» и т.п.) в одной из 
колонок напротив каждого утверждения.    | Действия
 педагога-воспитателя
 | Считаю необхо-димым
 | Считаю
 важным
 | Считаю
 необязательным
 | Считаю
 ненужным
 |   | 1.Равноправное общение с детьми
 |   | 2. Проявление эмпатии по отношению к ребенку
 |   | 3. Проявление непременного доверия к возможностям и способностям ребенка
 |   | 4. Принятие ребенка как личности, невзирая на соотношение его достоинств и недостатков
 |   | 5. Оценивание не личности ребенка, а его поступков
 |   | 6. Открытое предъявление детям своих нравственных убеждений, ценностей, интересов
 |   | 7. Сотрудничество с детьми в достижении общих целей
 |   | 8. Создание воспитывающих ситуаций в различных видах деятельности
 |   | 9. Создание ситуации успеха для каждого ребенка
 |   | 10.Организация конструктивного конфликта в целях развития личности и коллектива
 |   | 11.Активизация воспитательного потенциала урока
 |   | 12. Поддержка школьников как субъектов самоуправления
 |   | 13. Отказ от вмешательства в то, что дети предпочитают делать сами
 |   | 14. Поддержка процесса самопознания ребенка
 |   | 15. Предоставление реальных возможностей для самореализации и самоопределения ребенка
 |   | 16. Принятие воспитывающего влияния детей на педагога
 |   | 17. Честное, самокритичное отношение к своим успехам и неудачам
 |   | 18. Забота о своем личностном росте, развитии духовности
 |   | 19. Забота о своем физическом и психическом здоровье
 |   | 20. Расширение и углубление своих профессиональных знаний и умений в сфере воспитания
 |   | 21. Постоянный самоанализ своей воспитательной деятельности
 |   | 22. Совершенствование своих знаний о детской, подростковой, молодежных субкультурах
 |   | 23. Осмысление своей деятельности в контексте воспитательного процесса образовательного учреждения
 |   | 24. Деятельное участие в педагогическом самоуправлении
 |   | 25. Проявление интереса к профессиональной деятельности коллег
 |   | 26. Обеспечение нравственной атмосферы в педагогическом коллективе
 |   | 27. Открытое обсуждение с коллегами профессиональных проблем
 |   | 28. Предоставление возможности другим педагогам знакомиться с его опытом
 |   | 29. Помощь молодым педагогам, учителям-новичкам
 |   | 30. Проявление интереса к жизни ребенка в семье
 |   | 31. Проявление постоянного интереса к внешкольным делам и занятиям ребенка
 |   | 32. Поддержка положительной направленности семейного воспитания ребенка
 |   | 33. Защита прав и интересов ребенка, оказавшегося в конфликте с родителями
 |   | 34. Повышение педагогической культуры родителей своих воспитанников
 |   | 35. Взаимодействие в решении воспитательных задач с социальными педагогами, психологами, медицинскими работниками и пр.
 |   | 36. Защита и поддержка ребенка, оказавшегося в неблагоприятной социальной ситуации
 |  Опросный лист №2Уважаемый
 коллега! Вашему вниманию предложен перечень действий педагога как 
воспитателя. Как Вы в своей работе реализуете каждое из них? Выберите 
один из 4-х предлагаемых вариантов ответа и поставьте любой знак 
(«галочку», «крестик» и т.п.) в одной из колонок напротив каждого 
утверждения. | Действия педагога-воспитателя
 | Делаю постоянно
 | Делаю
 часто
 | Делаю
 изредка
 | Не
 делаю
 |   | 1. Равноправное общение с детьми
 |   | 2. Проявление эмпатии по отношению к ребенку
 |   | 3. Проявление непременного доверия к возможностям и способностям ребенка
 |   | 4. Принятие ребенка как личности, невзирая на соотношение его достоинств и недостатков
 |   | 5. Оценивание не личности ребенка, а его поступков
 |   | 6. Открытое предъявление детям своих нравственных убеждений, ценностей, интересов
 |   | 7. Сотрудничество с детьми в достижении общих целей
 |   | 8. Создание воспитывающих ситуаций в различных видах деятельности
 |   | 9. Создание ситуации успеха для каждого ребенка
 |   | 10. Организация конструктивного конфликта в целях развития личности и коллектива
 |   | 11. Активизация воспитательного потенциала урока
 |   | 12. Поддержка школьников как субъектов самоуправления
 |   | 13. Отказ от вмешательства в то, что дети предпочитают делать сами
 |   | 14. Поддержка процесса самопознания ребенка
 |   | 15. Предоставление реальных возможностей для самореализации и самоопределения ребенка
 |   | 16. Принятие воспитывающего влияния детей на педагога
 |   | 17. Честное, самокритичное отношение к своим успехам и неудачам
 |   | 18. Забота о своем личностном росте, развитии духовности
 |   | 19. Забота о своем физическом и психическом здоровье
 |   | 20. Расширение и углубление своих профессиональных знаний и умений в сфере воспитания
 |   | 21. Постоянный самоанализ своей воспитательной деятельности
 |   | 22. Совершенствование своих знаний о детской, подростковой, молодежных субкультурах
 |   | 23. Осмысление своей деятельности в контексте воспитательного процесса образовательного учреждения
 |   | 24. Деятельное участие в педагогическом самоуправлении
 |   | 24. Проявление интереса к профессиональной деятельности коллег
 |   | 25. Обеспечение нравственной атмосферы в педагогическом коллективе
 |   | 26. Открытое обсуждение с коллегами профессиональных проблем
 |   | 27. Предоставление возможности другим педагогам знакомиться с его опытом
 |   | 28. Помощь молодым педагогам, учителям-новичкам
 |   | 29. Проявление интереса к жизни ребенка в семье
 |   | 30. Проявление постоянного интереса к внешкольным делам и занятиям ребенка
 |   | 31. Поддержка положительной направленности семейного воспитания ребенка
 |   | 32. Защита прав и интересов ребенка, оказавшегося в конфликте с родителями
 |   | 33. Повышение педагогической культуры родителей своих воспитанников
 |   | 34. Взаимодействие в решении воспитательных задач с социальными педагогами, психологами, медицинскими работниками и пр.
 |   | 35. Защита и поддержка ребенка, оказавшегося в неблагоприятной социальной ситуации
 | 
 Обработка результатов.Два
 опросных листа соответствуют представлению о позиции как единстве 
сознания и деятельности. Говоря с определенной долей условности, 
опросный лист №1 выявляет «сознание» педагога как воспитателя, опросный 
лист №2 – «деятельность». Подсчет результатов осуществляется следующим образом. Лист №1 
«накладывается» на лист №2 и отмечаются только совпадения ответов. Далее
 подсчитывается, в какой колонке – первой, второй, третьей или четвертой
 –больше всего совпадений. «Лидирующая» колонка и показывает уровень 
развития профессиональной позиции педагога как воспитателя. Интерпретация результатов.Если больше всего совпадений 
ответов в 1-й колонке («считаю необходимым» – «делаю постоянно»), то 
перед нами сильная профессиональная позиция воспитателя. Если больше всего совпадений во 2-й колонке («считаю важным» –«делаю 
часто»), то перед нами относительно сильная профессиональная позиция 
воспитателя. Если больше всего совпадений в 3-й колонке («считаю необязательным» –
 «делаю изредка»), то перед нами относительно слабая профессиональная 
позиция воспитателя. Наконец, если больше всего совпадений в 4-й колонке («считаю 
ненужным» – «не делаю»), то перед нами слабая профессиональная позиция 
воспитателя. Если результат кажется неправдоподобно высоким, можно пригласить 
респондента на индивидуальное собеседование. Обращаясь к материалам его 
тестирования и тактично расспрашивая его о том, каким образом он 
реализует те или иные действия, можно с достаточно большой степенью 
достоверности выяснить, пустил ли он «пыль в глаза» или действительно 
является профессионалом высочайшего класса в деле воспитания. Также на основе данного теста можно проводить более детальный анализ 
профессиональной позиции педагога как воспитателя, в частности 
рассмотреть особенности позиции педагога по субъектностям: 1) педагог как субъект воспитательного влияния на ребенка и детскую общность (утверждения с 1 по 16); 2) педагог как субъект личностного и профессионального саморазвития как воспитателя (утверждения с 17 по 22); 3) педагог как субъект формирования и развития педагогического коллектива как коллектива воспитателей (утверждения с 23 по 28); 4) педагог как субъект взаимодействия с «выходящими» на ребенка 
социальными общностями и институтами, стимулирующий проявление их 
воспитательного потенциала (утверждения с 29 по 35). С помощью такого дифференцированного анализа можно выяснить, какая из 
субъектностей педагога-воспитателя «западает» у респондента, где он 
испытывает наибольшие сложности и трудности, что может служить 
источником его профессионального и личностного роста.
 |