Представляем разработанную на основе современных научных
достижений система мониторинга школьного воспитания; содержатся
конкретные методические рекомендации к проведению такого мониторинга; а
также приводятся полные описания специально разработанных
диагностических процедур, позволяющих выявить эффективность процесса
воспитания в школе. Данное методическое пособие написано с позиций
гуманистической педагогики, ставящей человека превыше всевозможных
концепций, программ, технологий воспитания и строящейся на базовом
принципе «не навреди». Мониторинг – слово, вошедшее в педагогический лексикон относительно
недавно. Современный словарь иностранных слов определяет это понятие как
постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его
соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям.
Мониторинг процесса воспитания в школе. Начнем, пожалуй, с трех простых
вопросов: нужно ли это, кому это нужно и зачем это нужно? Иначе говоря –
каковы актуальность, профессиональный заказчик и цель мониторинга?
Мониторинг воспитания, конечно же, необходим. Необходим хотя бы
потому, что в современном обществе никакая профессиональная деятельность
(в том числе и воспитание) не может считаться таковой, если отсутствует
простой и четкий механизм отслеживания эффективности этой деятельности.
Мониторинг воспитания необходим самым разным категориям работников
сферы образования. Мониторинг необходим органам управления образованием,
то есть тем, кто осуществляет контроль и ресурсное обеспечение процесса
воспитания в школах. Мониторинг необходим специалистам ИПК и ИУУ, то
есть тем, кто осуществляет методическую поддержку процесса воспитания в
школах и по долгу службы обязан помогать педагогам повышать
эффективность их деятельности. Наконец, и это самое важное, мониторинг
необходим самим педагогам, то есть тем, кто непосредственно осуществляет
процесс воспитания: школьной администрации, организаторам внеклассной
работы, классным руководителям, педагогам дополнительного образования,
школьным психологам и т.д. Для всех из них цель мониторинга одна – выяснить, насколько
организованный в школе процесс воспитания способствует позитивным
изменениям в личности ребенка. Выяснить не для того, чтобы сравнивать, в
какой школе процесс воспитания организован лучше, а в какой хуже, и не
для того, чтобы делать «оргвыводы» в отношении тех или иных педагогов
той или иной школы. Выяснить в первую очередь для того, чтобы обнаружить
и решить наиболее острые проблемы организации процесса воспитания,
чтобы анализировать, обобщать и распространять позитивный опыт
воспитания.
В связи с этим возникает еще один вопрос: что именно необходимо
изучать в процессе мониторинга воспитания, каков предмет этого
мониторинга? |