| Представляем разработанную на основе современных научных 
достижений система мониторинга школьного воспитания; содержатся 
конкретные методические рекомендации к проведению такого мониторинга; а 
также приводятся полные описания специально разработанных 
диагностических процедур, позволяющих выявить эффективность процесса 
воспитания в школе. Данное методическое пособие написано с позиций 
гуманистической педагогики, ставящей человека превыше всевозможных 
концепций, программ, технологий воспитания и строящейся на базовом 
принципе «не навреди». Мониторинг – слово, вошедшее в педагогический лексикон относительно 
недавно. Современный словарь иностранных слов определяет это понятие как
 постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его 
соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям.
 Мониторинг процесса воспитания в школе. Начнем, пожалуй, с трех простых
 вопросов: нужно ли это, кому это нужно и зачем это нужно? Иначе говоря –
 каковы актуальность, профессиональный заказчик и цель мониторинга? Мониторинг воспитания, конечно же, необходим. Необходим хотя бы 
потому, что в современном обществе никакая профессиональная деятельность
 (в том числе и воспитание) не может считаться таковой, если отсутствует
 простой и четкий механизм отслеживания эффективности этой деятельности. Мониторинг воспитания необходим самым разным категориям работников 
сферы образования. Мониторинг необходим органам управления образованием,
 то есть тем, кто осуществляет контроль и ресурсное обеспечение процесса
 воспитания в школах. Мониторинг необходим специалистам ИПК и ИУУ, то 
есть тем, кто осуществляет методическую поддержку процесса воспитания в 
школах и по долгу службы обязан помогать педагогам повышать 
эффективность их деятельности. Наконец, и это самое важное, мониторинг 
необходим самим педагогам, то есть тем, кто непосредственно осуществляет
 процесс воспитания: школьной администрации, организаторам внеклассной 
работы, классным руководителям, педагогам дополнительного образования, 
школьным психологам и т.д. Для всех из них цель мониторинга одна – выяснить, насколько 
организованный в школе процесс воспитания способствует позитивным 
изменениям в личности ребенка. Выяснить не для того, чтобы сравнивать, в
 какой школе процесс воспитания организован лучше, а в какой хуже, и не 
для того, чтобы делать «оргвыводы» в отношении тех или иных педагогов 
той или иной школы. Выяснить в первую очередь для того, чтобы обнаружить
 и решить наиболее острые проблемы организации процесса воспитания, 
чтобы анализировать, обобщать и распространять позитивный опыт 
воспитания. В связи с этим возникает еще один вопрос: что именно необходимо 
изучать в процессе мониторинга воспитания, каков предмет этого 
мониторинга? |