Главным показателем эффективности какой-либо деятельности является,
как известно, ее результат. Мало кто будет спорить с тем, что
результатом воспитания является личность воспитанника. Правда всегда при
этом возникает вопрос – а что именно имеется ввиду? Пожалуй, многие педагоги на этот вопрос бы ответили – «всестороннее
развитие личности ребенка». Вот результат! И, на первый взгляд, тут не
поспоришь. Но давайте зададим себе несколько простых вопросов.
Всестороннее развитие личности... Сколько сторон у личности? Какие это
стороны? Как узнать, достигли воспитали этого результата? Да и вообще –
достижим ли он в широкой практике воспитания? Думается, что такое
определение результатов воспитания очень обще, аморфно и не
диагностируемо.
Казалось бы выход из положения можно найти следующим образом.
Определить четкий набор полезных качеств личности (некий стандарт
воспитанности), формирование которых у ребенка и будет являться
результатом воспитания. Но и здесь возникают вопросы. А если ребенок
никогда не сможет достичь той «планки воспитанности», какую установили
педагоги школы? И не по своей вине, а, к примеру, в силу сложных
семейных обстоятельств? Он априори невоспитанный? Не слишком ли жестокий
приговор?
Основная трудность в решении вопроса о результатах воспитания состоит
в необходимости соблюдения одновременно двух важных условий. С одной
стороны, эти результаты должны быть четко определяемы, реалистичны и
диагностируемы. С другой стороны, определение результатов воспитания и
процесс их диагностирования должны отражать уважительное отношение к
личности воспитанника.
На наш взгляд, недопустимо определение стандарта воспитанности,
которому должен соответствовать ребенок. Некоторые дети не могут достичь
этого стандарта – и не по своей вине, а, к примеру, в силу сложных
семейных обстоятельств. Недопустимо сравнение воспитанников друг с
другом – «один лучше, другой хуже» (такое сравнение, кстати, как раз и
предполагается введением стандарта воспитанности). Сравнивать ребенка
можно не с другим ребенком, а только с самим собой, подчеркивая тем
самым позитивные или негативные изменения, произошедшие в нем за тот или
иной промежуток времени. Недопустимо и вынесение прямой оценки личности
ребенка – «ты плохой» или «ты хороший». Оценивать можно поступки,
взгляды, но не самих детей. По нашему мнению, названные выше условия будут соблюдены, если в
качестве результата гуманистического воспитания мы будем рассматривать
личностный рост ребенка. |