Личность – это человек, свободно и ответственно определяющий свое
отношение к миру, к людям, к самому себе. Такие отношения могут быть
ценностными (позитивными), неценностными (равнодушными) и
антиценностными (негативными). Поэтому личность не стоит рассматривать
только с положительным знаком. То же можно сказать и о развитии личности
– оно может быть прогрессивным, а может быть и регрессивным. Также и
воспитание нельзя понимать только в контексте позитивного влияния на
ребенка. Известно, что оно может быть как ориентирующим ребенка на
позитивные ценности, так и ориентирующим его на негативные ценности.
Однако статус воспитания как социально ценной деятельности человека и
необходимость общественной оценки целей и результатов этой деятельности
требуют введения понятия, определяющего именно позитивную
направленностьразвития личности. Таким понятием и может стать
«личностный рост». Как нам представляется, личностный рост – есть
развитие ценностного отношения личности к тем объектам действительности,
которые признаны ценностью в рамках той цивилизации, с которой
отождествляет себя сама личность. Отношение же к данным объектам как к антиценностям будет свидетельствовать о регрессивном развитии личности.
В современном российском обществе, мыслящим себя в рамках так
называемой общемировой (а точнее европейской) цивилизации, приоритетными
признаются гуманистические ценности. Таким образом, личностный рост
целесообразно рассматривать как развитие гуманистических ценностных
отношений личности к миру, к людям, к самому себе.
Какие же именно объекты окружающей нас действительности признаны
ценностями в нашем обществе?То есть – развитие каких именно ценностных
отношений будет свидетельствовать о личностном росте ребенка?
Здесь мы опирались на мнение В.А.Караковского, считающего, что в
современном обществе ценностями могут быть признаны такие феномены как
Человек, Семья, Отечество, Земля, Мир, Знания, Труд, Культура. Данный
ряд привлек нас тем, что здесь выделены именно объектыценностного
отношения, которые можно «схватить», объективировать в действительности,
в отличие, скажем, от таких феноменов как Добро, Истина, Красота,
которые к тому же многими людьми и понимаются-то по-разному. Поскольку речь идет о гуманистических ценностях, следует обратить
большее внимание на основополагающую ценность гуманизма – ценность
Человека. Она может проявляться в двух ипостасях: как ценность другого
человека и как ценность своего собственного Я. Развитие ценностного
отношения ребенка именно к этим феноменам и будет свидетельствовать о
его личностном росте.
Представим это в виде таблицы, где для большей наглядности и лучшего
понимания нашей идеи «личностного роста - личностного регресса»
противопоставим друг другу показатели ценностного и антиценностного
отношения личности к тем или иным ценностям-объектам:
Отношение к миру
Объекты отношения | В чем выражается ценностное отношение личности к данным объектам (показатели личностного роста) | В чем выражается антиценностное отношение личности к данным объектам (показатели личностного регресса) | Семья | уважение семейных традиций, гордость за свой род, свою фамилию | социальная беспочвенность, игнорирование ответственности за продолжение жизни | Отечество | гражданственность, патриотизм | обывательство и социальное иждивенчество | Земля | любовь к природе, бережное отношение к ее богатствам | потребительское отношение к природе и ее богатствам | Мир | миротворчество и неприятие насилия, пацифизм | милитаризм | Труд | трудолюбие, стремление к творчеству | лень | Культура | интеллигентность | бескультурье, хамство и вандализм | Знания | любознательность | невежество | Отношение к другим людям
Человек как таковой (такой же, как Я сам) | гуманность | жестокость | Человек как Другой, как альтер-Эго (не Я) | альтруизм | эгоизм | Человек как Иной (не такой, как Я) | толерантность | ксенофобия, национализм, расизм | Отношение к самому себе Я - телесное | забота о своем здоровье, стремление вести здоровый образ жизни | пристрастие к вредным привычкам и постепенное разрушение организма | Я - душевное | самопринятие и душевное здоровье | комплекс неполноценности | Я - духовное | Свобода
как главная характеристика духовного бытия человека, включающая
самостоятельность, самоопределение, самореализацию человека | превращение личности в "социальную пешку” | Особо
отметим, что оценивая результаты воспитания через категорию личностного
роста, мы подчеркиваем значимость для воспитания позитивной динамики
развития личности (то есть развития ценностного отношения ребенка к
людям, своему отечеству, труду и т.д.), а не соответствия ее какому-либо
эталону, стандарту, норме (быть непременно гуманистом, патриотом,
творцом и т.д.). Такой подход позволяет оценить усилия даже плохо
воспитанного ребенка стать чуть лучше, не причисляя его к разряду
«анормальных», «девиантных» детей.
Однако, на наш взгляд, для полноценного описания личностного роста
ребенка недостаточно одной лишь характеристики его ценностных отношений к
миру, к людям, к себе. Для оценивания личностного роста ребенка
необходима также оценкаустойчивости данных отношений. Мы считаем
возможным выделить три типа отношений.
1.Ситуативные отношения, характеризующиеся изменчивостью и
детерминированностью конкретной жизненной ситуацией, в которой
оказывается личность. Ситуативность и неустойчивость отношений личности
ярко проявляются в так называемые периоды духовных исканий подростков и
юношей (девушек). Это довольно обыденное явление, которое можно
оценивать негативно лишь в том случае, когда они превращаются в
беспринципность, осознанный отказ от собственного Я.
2.Устойчивые отношения, характеризующиеся относительной стойкостью к
различным жизненным ситуациям. Устойчивые, осознанные,
отрефлексированные отношения личности к миру, другим и самому себе
фиксируются в позиции. Но позиция не является раз и навсегда
сформированной. Критические жизненные ситуации, сильные эмоциональные
переживания могут способствовать изменению уже устоявшихся отношений
личности к тем или иным феноменам окружающей его реальности. Позиция
будет претерпевать изменения. Человек должен каждый раз утверждать себя
как личность, выбирая и отстаивая собственную позицию в конкретном
поступке. 3.Незыблемые отношения, характеризующиеся постоянством,
неизменчивостью. В истории человечества примеров этому не так много.
Носители таких отношений, как правило, очень яркие, незаурядные
личности. Это или фанатики, или подвижники, кого в разных культурах
почитают за учителей или святых. Для первых свойственно выстраивание
личной ценностной иерархии, где какая-либо одна ценность доминирует над
всеми другими. Фанатики (такие, например, как Робеспьер) оценивают и
осмысливают мир, других, самого себя сквозь призму этой единственной
ценности-фетиша. В жизни вторых, напротив, любая иерархия ценностей
исчезает, уступая место ощущению глубокой субстанциональной связи
Я-Другие-Мир. Древние греки придумали для этого понятие "микрокосм”,
русская религиозная философия – "Богочеловек”, в современной российской
психологии говорят о человеке как Универсуме. Примером могут быть такие
личности как Сидхартха Гаутама, Фанциск Ассизский, Сергий Радонежский,
Махатма Ганди.
Оценка эффективности процесса воспитания динамикойличностного роста
школьников заставляет нас обратиться к вопросу о диагностике этой
динамики. |