Начнем с того, что мы предлагаем два варианта диагностического
опросника – для учащихся 6-8-х классов и для учащихся 9-11-х классов.
Структура этих двух опросников, способы их обработки и интерпретации
результатов принципиально не отличаются друг от друга – разнятся только
некоторые формулировки вопросов.
Каждый из опросников состоит из 91 утверждения, к которым подростки
могут выразить свое отношение. Для этого они должны решить для себя,
насколько они согласны (или не согласны) с содержащимися в опроснике
высказываниями, и оценить степень своего согласия (или несогласия) в
баллах от «+4» до «–4». Количество утверждений - 91 - объясняется
следующим образом: на каждую из 13 ценностей (точнее, объектов
ценностного отношения), представленных в таблице, нами разработано по 7
утверждений, выявляющих отношение школьников к этим ценностям.
Здесь важно отметить одну проблему, связанную с большим количеством
содержащихся в опроснике утверждений. Как показала практика, у
старшеклассников работа с таким опросником не вызовет особых затруднений
и займет время всего лишь одного урока. Но вот школьникам 6 – 8-х
классов будет тяжело работать с большим объемом информации. Поэтому в
данных классах мы рекомендуем проводить диагностику в два дня, разделив
соответственно опросник пополам. Так проблема будет решена.
При отборе материалов для предлагаемого вам диагностического опросника мы руководствовались следующими принципами:
- содержащиеся в опроснике утверждения должны побуждать подростка
демонстрировать свое отношение к миру, к другим людям, к самому себе;
- формулировки высказываний должны быть понятными для школьников и восприниматься ими однозначно;
- текст опросника должен быть составлен таким образом, чтобы избежать
возможного конформного поведения школьников, попыток «угадать» ответ,
«правильно» отнестись к тому или иному тезису. Для этого подросткам
необходимо предоставить право анонимного заполнения анкеты; - тезисы опросника должны быть сформулированы так, чтобы тот или иной
ответ не выглядел в глазах школьника заведомо общественно одобряемым.
Разумеется, опросник можно использовать для оценки текущего
(статичного) состояния ценностных отношений подростка к миру, к другим
людям, к самому себе. Но поскольку личностный рост - явление
динамическое, то и разработанный опросник необходимо задействовать, на
наш взгляд, для выявления динамики развития личности школьника (его
личностного роста или личностного регресса).
В этой связи опрос, на наш взгляд, целесообразно проводить в течение
учебного года: первый раз - в начале, второй - в конце. Это позволит
педагогам увидеть не только характер отношений школьников к миру, к
другим людям, к самим себе, но и изменение этих отношений, то есть
проследить возможную динамику личностного роста. У этого способа
проведения опроса есть один недостаток: если предлагать опросник одним и
тем же детям более двух раз, у них может сформироваться привыкание к
нему, снижающее достоверность результатов. Однако думается, творческий
педагог сможет найти выход из данного затруднения.
Возможна и другая схема проведения опроса: первый раз – среди
шестиклассников, второй – среди восьмиклассников, третий – среди
девятиклассников и четвертый – среди тех же школьников, но уже учащихся
одиннадцатого класса. В этом случае динамика развития личности
становится еще более очевидной – вы можете проследить, какие изменения произошли в развитии ваших воспитанников на протяжении нескольких (!) лет.
Но и у этого способа есть недостаток: процент шестиклассников,
доучившихся в конкретной школе и конкретном классном коллективе до
одиннадцатого класса, может оказаться невысоким. Впрочем, эта трудность
также преодолима.
Ниже мы приводим тексты опросников, бланки ответов и общую для них технику обработки и интерпретации результатов. |