Методика социометрии (ее основоположником считается Дж.Морено)
направлена на изучение межличностных отношений в группе. Она позволяет
определить неформальную структуру детской общности, систему внутренних
симпатий и антипатий, выявить лидеров и «отверженных» членов группы.
Социометрия позволяет понять, насколько окружающий ребенка коллектив
благоприятствует его личностному развитию, насколько члены коллектива
расположены к ребенку, насколько сам ребенок расположен к членам этого
коллектива.
Опросный лист Анкета, которую мы предлагаем тебе
заполнить, поможет улучшить отношения между школьниками в вашем
коллективе, сделать его дружнее и сплоченнее. Ответь, пожалуйста, на
следующие вопросы: их всего три.
1.Представь, что ваш класс отправляется в самостоятельное и нелегкое
путешествие. Кого бы ты хотел видеть командиром вашей
группы?_________________________________________________________________
2.Если бы вашему классу пришлось участвовать в школьной олимпиаде по
учебным предметам, кого бы ты хотел видеть капитаном этой
команды?________________________________________________________________
3.Кого из класса ты бы пригласил к себе на вечеринку, день рождения
или просто в
гости?_________________________________________________________________
После каждого вопроса напиши по три фамилии тех своих
одноклассников, которые соответствуют твоему выбору. Обязательно подпиши
свою анкету. Спасибо! Обработка полученных результатов Результаты опроса заносятся
в специальную социометрическую таблицу. В ней по вертикали в алфавитном
порядке расположены имена тех школьников, которые совершают выбор; а по
горизонтали в таком же алфавитном порядке – имена тех школьников, кого
выбирают. Просматривая по очереди все ответы школьников, вы заносите их в
эту таблицу. Например, школьник А (пусть это будет Алексеев Алеша) при
ответе на первый вопрос выбрал Б (Борисова Борю), Г (Гришину Галю) и Е
(Егорова Егора); при ответе на второй вопрос – Б, Ж и З; при ответе на
третий – Б, Г и Е. Все эти выборы Алексеева Алеши вы и должны отметить в
таблице. И так по анкетам всех школьников. Например:
Пример социометрической таблицы
Затем вы подсчитываете общее количество выборов, полученных каждым их
школьников и заносите получившееся у вас число в последнюю строку – под
каждой фамилией. В нашем случае самого Алексеева Алешу его
одноклассники выбрали 11 раз. Эта цифра будет считаться его рейтингом. Интерпретация полученных результатов Полученные рейтинги
покажут вам в наиболее общем виде картину межличностных отношений в
коллективе. Анализируя их можно сделать вывод о наличии в нем:
лидеров – авторитетных школьников, имеющих заметно более высокие рейтинги (в нашем случае это школьники Б и Г);
рядовых членов коллектива, которые поддерживают в целом неплохие
отношения с большинством членов коллектива – они имеют средние рейтинги
(в нашем случае это школьники А, Е и Ж);
одиночек, то есть тех, кто поддерживает хорошие отношения с очень
узким кругом своих одноклассников или только друг с другом – они имеют
невысокие рейтинги (в нашем случае это школьники В, Д и З);
отверженных, то есть тех, кто не принят в коллективе – они, как
правило, имеют нулевой рейтинг или рейтинг в 1-2 балла (как видно из
нашей социометрической таблицы, это школьник И).
Если проанализировать взаимные выборы членов коллектива и выявить
совпадения выборов друг друга теми или иными школьниками, то можно
получить представление о дружеских отношениях и личных взаимных
симпатиях в коллективе. Например, в нашем случае такой вывод можно
сделать о школьниках А и Б, Б и Г, В и Д – они всегда называли фамилии
друг друга в ответах на все предложенные им вопросы.
|