Суть содержательного анализа состоит в том, чтобы на основе этих
документов представить себе целостную картину организации процесса
воспитания в школе. Конечно же, наилучший способ для получения такой
картины – это непосредственное участие эксперта во всем, что происходит в
школе. Но, согласитесь, побывать везде и сразу ему просто физически не
удастся. Даже заместитель директора по воспитанию не в состоянии таким
способом получить исчерпывающее представление о воспитательной
деятельности только одного классного руководителя только в одном,
отдельно взятом, классе. А что уж говорить об изучении процесса
воспитания во всей школе.
Выход из положения здесь именно в анализе документации, которая, хотя
и не может полноценно заменить знакомство с «живой» практикой
воспитания, все же дает некоторое представление об основном ее
содержании.
В первую очередь постарайтесь уточнить у авторов анализируемых
вами концепций, программ или планов, каким образом появились эти
документы. Явились ли они (и в какой мере) плодом усилий всего
коллектива школы/класса, какой-то инициативной группы или это продукт
мыследеятельности одного человека – директора, его заместителя,
классного руководителя? Какова роль самих детей в появлении на свет этих
документов? Какие исследования – окружающей школу социокультурной
среды, запросов родителей, особенностей личностного развития школьников –
способствовали их созданию? Такого рода вопросы отнюдь не праздны. При
дальнейшем анализе они смогут помочь вам понять причины успехов или
неудач воплощения содержащихся в этих документах замыслов на практике.
Второе. Проанализируйте постановку цели воспитания. К примеру,
часто в такого рода документах прописываются так называемые «модели
выпускника», то есть некое образное воплощение идеальных представлений
педагогов о цели и результате своей воспитательной деятельности.
Задумайтесь, насколько гуманистична эта модель? Может ли каждый
обучающийся в школе ребенок в принципе достичь заданного уровня
воспитанности, соответствующего этой модели? Например, физическое
здоровье, которое часто фигурирует в моделях выпускника, просто не всем
дано природой. Ребенок иногда не может соответствовать этому стандарту в
силу особенностей своего физического или интеллектуального развития.
Получается, что педагоги лишают такого ребенка права достичь этого
идеала. Третье. Обратите внимание на то, каким формам и средствам
воспитания отдается большее предпочтение в анализируемых вами
концепциях, программах, планах воспитания. Наиболее распространенные в
современных школах недостатки в выборе тех или иных форм и средств
воспитания были отмечены в свое время В.А.Караковским, директором
знаменитой московской школы:
Часто происходит «заурочивание» воспитательной деятельности.
Популярным стало утверждение, что все воспитательные проблемы можно
решить в учебном кабинете – точно так же как учебные проблемы решаются
на уроке. Скажем, возникли проблемы с патриотическим воспитанием –
проведём «урок мужества». Плохо стало со здоровьем детей – проведём
«урок здоровья». Ослабла нравственность – на этот случай есть «уроки
нравственности». Это приводит к свертыванию всякой внеучебной
деятельности. А воспитание тем временем, существуя только в форме
имитирующих уроки классных часов, превращается всего лишь в нотации
воспитателей.
В школе можно наблюдать и другую крайность. Представление, что на
уроке педагог должен давать знания, а воспитывать надо после уроков. В
сознании многих педагогов, как отмечает А.И.Григорьева, сформировался
даже известный стереотип, который предполагает существование в школе
будто бы особых, специальных актов воспитания, осуществляемых во
внеурочное время. Тогда как на самом деле воспитание пронизывает все
сферы школьной жизни, все виды деятельности школьников – учебу, игру,
труд, общение. И именно это должно быть отражено в концепциях и
программах действительно хороших школ.
Сегодня многие педагоги, испытывая немалые трудности в поисках новых
форм деятельности, пытаются перенести в школьную практику популярные
телевизионные шоу. При этом копируются не только формы, в чем нет ничего
зазорного, но и содержание. К сожалению, некоторые педагоги даже не
задумываются о возможности использовать воспитательный потенциал таких
шоу – и тогда они дают обратный эффект, привнося в школу пошлость,
дешевую «развлекаловку», философию эгоизма и погони за выгодой любой
ценой. Четвертое. Обратите внимание, насколько разнообразны выбранные педагогами направления их профессиональной деятельности.
Это может быть качественное преобразование системы воспитательной
работы – переход от мало связанных между собой,
«добровольно-принудительных» мероприятий, которые, как правило,
организуются и проводятся педагогами для детей (у последних при этом
формируется потребительская позиция) к системе ключевых общешкольных
дел, которые педагоги планируют, разрабатывают, проводят и анализируют
вместе с детьми. Ключевые дела – это главные общешкольные дела, которые
задают годовую программу воспитательной деятельности и образуют одну из
основных традиций школы. В этих комплексных делах по-разному участвуют
все ученики школы, все учителя, родители, выпускники прошлых лет, друзья
школы. На всех этапах взрослые и дети выступают вместе, как
равноправные партнеры, что создает атмосферу общей уверенности и
ответственности. Это, как правило, яркие события в жизни
детско-взрослого школьного сообщества.
Это может быть актуализация воспитательного потенциала учебного
процесса (через обращение педагогов к ценностному аспекту знания в
контексте того или иного учебного предмета, через межпредметную
интеграцию, через экскурсионную, туристско-краеведческую деятельности и
т.д.).
Это может быть поддержка процессов коллективообразования в классах
(через создание каких-либо особых традиций класса, стимулирование
внутригруппового общения, включение класса в подготовку и реализацию
общешкольных событий и т.д.).
Это может быть стимулирование детско-взрослого соуправления и
детского самоуправления в школе. Как уже отмечалось, настоящее детское
самоуправление – не в копировании взрослых «пирамид власти» (Дум,
Парламентов, Президентов) и тем более не в наличии так называемых «дней
самоуправления» (которые, как правило, становятся всего лишь игрой детей
«в школьную администрацию» и «в учителей»). Самоуправление – это
реальная самостоятельная и совместная деятельность школьников, в которой
поддерживаются равноправные отношения между детьми и создаются
благоприятные возможности для их личностного и гражданского
самоопределения. Это может быть обеспечение конструктивного сотрудничества
педагогического, ученического и родительского сообществ (через различные
формы совместной деятельности, коллективных обсуждений, коллегиального
принятия решений и т.д.).
Это может быть насыщение учебно-воспитательного процесса различными формами дополнительного образования.
Разумеется, педагоги вправе выбирать, какие направления развивать в
первую очередь, какие – во вторую, а какие вообще не стоит затрагивать.
Более того, педагоги могут найти и свои собственные направления
деятельности. В теории и практике воспитания догм нет. Здесь есть
пространство для собственных открытий. |