Казалось бы проведение подобного анализа – это всегда субъективная
оценка, дело вкуса. Кому-то может нравиться один вариант организации
школьного пространства, кому-то – другой. А о вкусах, как известно, не
спорят. Но в данном случае речь и не должна идти об эстетической оценке.
Речь идет об оценке педагогической. То есть, не о соответствии тех или
иных компонентов школьной среды эстетическим пристрастиям экспертов, а
об их педагогической целесообразности.
В этой связи экспертам, проводящим анализ предметно-эстетической
среды школы, мы рекомендуем обратиться к мнению таких специалистов, как
Т.И.Кислинская и Ю.С.Мануйлов. Наши рекомендации составлены на основе
именно их профессионального педагогического взгляда на
предметно-эстетическую среду школы.
Итак, в школе важно все. Ведь воспитательным потенциалом обладают и
учебный материал, и манера учителя одеваться, и внешний вид школьного
здания. Но, к сожалению, о потенциале предметно-эстетической среды школы
обычно вспоминают только при проведении утренника или выпускного
вечера. А ведь обстановка двора, вестибюля, класса – это то, с чем
ребенок имеет дело ежедневно. Эстетические ценности, будоражащие
воображение, поражающие изяществом и чистотой форм, художественным
совершенством, «шлифуют» чувства и «чеканят» вкус, делая детей более
разборчивыми в выборе и преобразовании условий своей жизни. Не менее
важно и то, что предметно-эстетическая среда способствует формированию у
ребенка отношения к школе как к «своей».
В этой связи важно, по нашему мнению, наличие у каждой школы модели
обустройства жизненного пространства учащихся. Причем она не обязательно
должна быть отражена в чертежах или эскизах. Достаточно, чтобы у
педагогического коллектива было вполне четкое видение внешнего облика
школы и представление о том, как каждый элемент среды будет работать на
воспитание. Существенно также другое. Финансовое положение наших школ
таково, что улучшение их облика может в лучшем случае проходить
поэтапно. И наличие модели может помочь созданию
художественно-эстетического единства школьной среды если не сегодня, то в
будущем. Варианты организации предметно-эстетической среды школы могут
быть самыми разными. Эта вариативность обусловлена в первую очередь
многообразием типов школ. Начнем со школьного двора. Хорошо, если вокруг школы много зелени.
Тогда дети имеют возможность посидеть под деревьями, побегать по траве,
как только у них возникнет такая потребность. Общение с природой много
значит для физического и духовного развития ребенка. Хорошо, если на
территории школы расположены несколько спортивных и игровых площадок
разного размера и оснащения. Круг игр на свежем воздухе будет в этом
случае практически безграничен, и каждый ребенок сможет найти здесь
занятие по душе. Если в школьном дворе есть тихая беседка, дети смогут,
устав от игр и беготни, отдохнуть, помечтать, поговорить.
Желательно, чтобы школьная вывеска была заметна издалека и не просто
была носителем информации о номере учебного заведения, а приглашала в
школу. Лучше оформить ее в приятных глазу мажорных тонах. Здесь может
быть использован и некий символ школы.
Школьное здание должно быть просторным. Но в действительности оно не
всегда таково, в то время как детям необходимо свободное пространство,
особенно во время перемен и после занятий. В этом случае может помочь
разделение помещений на зоны. Важно, чтобы в перемену у детей было
место, где можно сколько угодно кричать, бегать, прыгать, танцевать,
играть в подвижные игры, то есть чтобы в школе была зона активности.
Нужна также и зона отдыха. Это может быть, например, зимний сад, уголок
или комната сказок. Ребенок испытывает в школе достаточную эмоциональную
нагрузку, поэтому он рад иногда уединиться, чтобы или что-то обдумать,
или просто расслабиться. Словом, основной ориентир здесь – учет
физиологических, индивидуально-психических и ситуативных потребностей
ребенка. Это обеспечивает оптимальное использование перемены как для
полноценного отдыха детей, так и для осуществления целей воспитания.
При наличии достаточного количества помещений в школе ребенок должен
хорошо в ней ориентироваться. Особенно это относится к ученикам младших
классов. Вероятно оправдан такой прием: кроме обычного указателя номера
класса прикрепить к его двери довольно большую выразительную картинку –
например, изображение животного или сказочного героя. Для
старшеклассников это может быть символ класса. Такие же картинки со
стрелками можно разместить на лестницах и в коридорах. Дети чувствительны как к объему, так и к геометрии пространства. При
помощи простых приемов его переориентации можно вызвать у детей
неожиданные ощущения и повышать интерес к происходящему в школе. Здесь
мы касаемся тривиальной перестановки зрительских рядов в зале или рядов
парт в классе, расположения кресел или парт кольцом, полукругом, по
периметру вдоль стен, квадратом, елочкой и т.д. Смена кинетических
ощущений служит хорошим средством разрушения стереотипа и негативных
установок на мероприятия и занятия.
Особый климат школы, влияющий на ее образ жизни, создает цвет. Цвет
обладает определенным физиологическим воздействием. Так, сочетание
зеленого с красным может вызвать нервное напряжение, беспокойство.
Контрастные цвета в помещениях длительного пользования, яркие пятна в
комнатах временного пользования позволяют снять эмоциональное
напряжение, зрительную усталость. Иногда цвет может вызвать
нежелательные ассоциации (например, белый цвет – с больницей). Гамма
серебристых, голубых, черно-бархатных тонов в сочетании с оттенками
лимонно-желтого и изумрудно-зеленого может завораживать, вносить
таинственность. Периодически повторяющиеся черный и белый цвета способны
придать образу строгость, сдержанность, создать атмосферу
документальности. Цветовая палитра радуги способна породить атмосферу
искрящегося веселья и бодрости.
Немаловажная роль в организации пространства школы принадлежит
освещению. Удачное освещение в классе – нейтральный, направленный на
светлые стены и потолок поток света. И потолок, и стены отражают и
рассеивают свет, что препятствует утомлению.
Существенно и оформление учительской комнаты, кабинетов директора,
его заместителей. Хорошо, если это функциональное рабочее место, где
учтены все нюансы профессии и личные вкусовые пристрастия, ведь интерьер
кабинета – это своеобразный портрет его хозяина. Важно, чтобы
пространство этих помещений не давило на посетителей, что достигается
прежде всего выбором и размещением мебели (так, круглый стол, в отличие
от квадратного или прямоугольного – создает атмосферу неофициальности и
непринужденности). Нужно, чтобы оформление школы «работало», а не просто украшало, чтобы
оно было подчинено воспитательным целям. Здесь важно учитывать возраст
детей. С этой точки зрения хорошо, если есть возможность разделить школу
на территории для малышей, учащихся среднего звена и старшеклассников.
Каждая такая территория будет обладать практически безграничными
возможностями по созданию единого педагогически целесообразного образа в
интерьере. Так, учитывая глубокое воздействие на младших школьников
волшебной сказки можно «их» этаж превратить в сказочный лес.
Среда учебного заведения организована удачно, если она позволяет
сосуществовать миру взрослых и миру детей. Так, обустраивая пространство
вестибюля, о ребенке обычно вспоминают лишь при определении высоты
вешалки. Но ведь для детей вестибюль – не только место, где одеваются и
раздеваются, здесь и играют, ожидают, радуются встречам.
Не менее важно сохранение индивидуальности школы, ее «лица». С этой
целью можно, например, объединить школьные холлы и коридоры единой темой
оформления, общей цветовой гаммой, стилизованными предметами декора.
Могут оказаться уместны тематические, в том числе национальные, мотивы в
оформлении интерьера.
Таковы в общих чертах некоторые пути реализации воспитательных возможностей предметно-эстетической среды школы. |