В разделе материалов: 305 Показано материалов: 121-150 |
Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 ... 10 11 » |
«Разумеется, самих себя, — ответят
многие, — наше изображение в зеркале есть точнейшая копия нас самих,
сходная с нами во всех подробностях». |
Нетождественность зеркального отражения с оригиналом еще заметнее выступает в следующем опыте... |
Мы знаем, что в однородной среде свет
распространяется прямолинейно, т. е. скорейшим путем. Но свет избирает
скорейший путь также и в том случае, когда не идет от одной точки к
другой непосредственно, а достигает ее, предварительно отразившись от
зеркала. |
Уменье находить кратчайший путь в случаях,
подобных сейчас рассмотренным, может пригодиться для решения некоторых
головоломок. Вот пример одной из таких задач. |
Всем известна хорошая игрушка, носящая
название калейдоскопа: горсточка пестрых осколков отражается в двух или
трех плоских зеркальцах и образует удивительно красивые фигуры,
разнообразно меняющиеся при малейшем повороте калейдоскопа. |
То, что при переходе из одной среды в
другую луч света преломляется, многим представляется странным капризом
природы. Кажется непонятным, почему свет не сохраняет в новой среде
первоначального своего направления, а избирает ломаный путь. |
Но неужели ломаный путь может быстрее
привести к цели, чем прямой? Да, в тех случаях, когда скорость движения в
различных частях пути различна. |
Без сомнения, вы знаете, как герои романа
Жюля Верна «Таинственный остров», заброшенные на необитаемую землю,
добыли огонь без спичек и огнива. |
Материалом для двояковыпуклой линзы, а
следовательно, и для добывания огня, может послужить также лед, если он
достаточно прозрачен. При этом лед, преломляя лучи, сам не нагревается и
не тает. |
Проделайте еще опыт, тоже легко выполнимый в
зимнее время. Положите на снег, заливаемый солнечным светом, два
одинаковой величины лоскутка ткани, светлый и черный. |
Тот род миража, который мы
рассматриваем, известен с древности. В современной метеорологии его
называют «нижним» миражем (в отличие от «верхнего», порождаемого
отражением лучей света слоями разреженного воздуха верхних областей
атмосферы). |
Вы поймете причину явления, если вспомните,
в каком виде представляются нам предметы, когда мы смотрим на них
сквозь стеклянную призму. Проделайте такой опыт... |
Фотография успела сделаться в нашем быту
столь привычной, что мы и не представляем себе, как обходились без нее
наши предки, даже и не очень отдаленные. |
По устройству своему фотографическая
камера — большой глаз: то, что рисуется на ее матовом стекле, зависит от
расстояния между объективом и снимаемыми предметами. |
Близорукие люди, как мы сейчас объяснили,
легко могут обыкновенные фотографии видеть рельефными. Но как быть людям
с нормальными глазами? |
Нельзя ли изготовлять фотографии так, чтобы нормальный
глаз мог правильно рассматривать их, не прибегая к стеклам? |
Частые посетители кинотеатров заметили,
вероятно, что некоторые картины отличаются необыкновенной рельефностью:
фигуры отделяются от заднего плана и настолько выпуклы, что забываешь
даже о существовании полотна и видишь словно подлинный ландшафт или
живых артистов на сцене. |
Воспроизведения фотографий в книгах и
журналах имеют, конечно, те же свойства, что и оригинальные снимки: они
тоже становятся рельефнее, если рассматривать их одним глазом и с
надлежащего расстояния. |
Переходя от картин к телесным предметам,
зададим себе вопрос: почему, собственно, предметы кажутся нам телесными,
а не плоскими?
|
При рассматривании стереоскопических
изображений можно обойтись и без какого-либо прибора: надо лишь приучить
себя соответствующим образом направлять глаза. |
На рис 1 вверху слева воспроизведены
фотографии, изображающие три аптечные склянки как будто одинаковых
размеров. Как бы внимательно вы ни рассматривали эти изображения, вы не
обнаружите между склянками никакой разницы в величине. А между тем
разница существует, и весьма значительная. |
Когда предмет находится очень далеко от
нас, далее 450 м, то расстояние между нашими глазами не может уже влиять
на различие зрительных впечатлений. Далекие здания, отдаленные горы,
ландшафты кажутся нам поэтому плоскими. |
Если мы направим стереотрубу на Луну или
какое-нибудь другое небесное тело, мы никакого рельефа не заметим. Этого
и следовало ожидать, ибо небесные расстояния чересчур велики даже для
стереотруб. |
Не думайте, что третий глаз здесь такая же
обмолвка, как третье ухо в устах взволнованного Ивана Игнатьевича из
«Капитанской дочки»: «Он вас в рыло, а вы его в ухо, в другое, в третье —
и разойдитесь». |
Стереофотография, воспроизведенная у нас
на рис. 1, изображает многогранники: один — черным по белому, другой —
белым по черному. Что мы увидели бы, если бы взглянули на эти рисунки в
стереоскоп? Трудно предугадать. |
Раньше мы говорили, что различные
изображения одного и того же предмета, сливаясь в нашем глазу при
быстром чередовании, создают зрительное впечатление рельефности. |
На рассмотренном сейчас принципе основан и эффект тех «чудес теней», которые показывались иногда в кино. |
Здесь уместно рассказать о серии опытов,
очень нравившихся посетителям «Павильона занимательной науки». Один из уголков помещения
обставлен, как гостиная. |
Взгляните издали на рис. 136 и
скажите: сколько черных кружков могло бы поместиться в свободном
промежутке между нижним кружком и одним из верхних кружков — четыре или
пять? |
Всем, вероятно, приходилось видеть
портреты, которые не только смотрят прямо на нас, но даже следят за нами
глазами, обращая их в ту сторону, куда мы переходим. |
|