«Разумеется, самих себя, — ответят
многие, — наше изображение в зеркале есть точнейшая копия нас самих,
сходная с нами во всех подробностях».
Не угодно ли, однако, убедиться в этом
сходстве? У вас на правой щеке родинка — у вашего двойника правая щека
чиста, но на левой щеке есть пятнышко, которого у вас на этой щеке не
имеется. Вы зачесываете волосы направо — ваш двойник зачесывает их налево.
У вас правая бровь выше и гуще левой; у него, напротив, эта бровь ниже и
реже, нежели левая. Вы носите часы в правом кармане жилета, а записную
книжку в левом кармане пиджака; ваш зеркальный двойник имеет иные
привычки: его записная книжка хранится в правом кармане пиджака, часы — в
левом жилетном. Обратите внимание на циферблат его часов. У вас таких
часов никогда не бывало: расположение и начертание цифр на них
необычайное; например, цифра восемь изображена так, как ее нигде не
изображают — IIX, и помещена на месте двенадцати; двенадцати же нет
совсем; после шести следует пять, и т. д.; кроме того, движение стрелок
на часах вашего двойника обратно обычному.
Рис. 1. Такие часы имеет при себе двойник, которого вы видите в зеркале.
Наконец, у вашего зеркального двойника
есть физический недостаток, от которого вы, надо думать, свободны: он
левша. Он пишет, шьет, ест левой рукой, и если вы выразите готовность с
ним поздороваться, он протянет вам левую руку.
Нелегко решить, грамотен ли ваш двойник.
Во всяком случае грамотен как-то по особенному. Едва ли удастся вам
прочесть хоть одну строку из той книги, которую он держит, или
какое-нибудь слово в тех каракулях, которые он выводит своей левой
рукой.
Таков тот человек, который притязает на полное сходство с вами! А вы хотите судить по нему о внешнем виде вас самих…
Шутки в сторону: если вы думаете, что,
глядя в зеркало, видите самих себя, — вы заблуждаетесь. Лицо, туловище и
одежда у большинства людей не строго симметричны (хотя мы этого обычно
не замечаем): правая половина не вполне сходна с левой. В зеркале все
особенности правой половины переходят к левой, и наоборот, так что перед
нами является фигура, производящая зачастую совсем иное впечатление,
чем наша собственная. |