Суббота, 13.07.2024, 02:40                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [111]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [141]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [799]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [223]
ИСТОРИЯ [109]
МАТЕМАТИКА [143]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [124]
ОБЖ [61]
ИНФОРМАТИКА [76]
БИОЛОГИЯ [122]
ГЕОГРАФИЯ [100]
ЭКОЛОГИЯ [133]
ФИЗИКА [105]
ХИМИЯ [80]
ТЕХНОЛОГИЯ [102]
ФИЗКУЛЬТУРА [114]
МХК [51]
АСТРОНОМИЯ [20]
МУЗЫКА [45]
ИЗО [115]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [67]
ДЕТСКИЕ ПЕСНИ С НОТАМИ [9]
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К УРОКАМ [271]
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА [354]
Я УЧИТЕЛЬ [62]
ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ [19]
РАССКАЗЫ ПО ИСТОРИИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ [451]
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ БИОЛОГИЯ [204]
ИНТЕРЕСНОЕ ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ [90]
ФИЗКУЛЬТУРА - ЭТО ЗДОРОВО [125]
ГЕОМЕТРИЯ [63]
ХИМИЯ [213]
ФИЗКУЛЬТУРА [25]
АЛГЕБРА [28]
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК [63]
ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ИСТОРИИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ [62]
ЗАДАЧИ ПО ИСТОРИИ [199]
ФИЗИКА [10]
СТИХИ К УРОКАМ ИСТОРИИ [32]
ИСТОРИЯ [258]
ПОДГОТОВКА К ГИА [13]
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ИСТОРИИ [65]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В НОВОМ ФОРМАТЕ [121]
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКАМ ЧЕРЧЕНИЯ [57]
ГЕОГРАФИЯ [83]
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ. МАТЕМАТИКА 11 КЛАСС [225]
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО ФИЗИКЕ [34]
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО АСТРОНОМИИ [25]
АЛГЕБРА. 7 КЛАСС [9]
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ [209]
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО МАТЕМАТИКЕ [12]
ТЕСТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ [58]
ПОДГОТОВКА К ГИА ПО МАТЕМАТИКЕ. 9 КЛАСС [31]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ [44]
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ К УРОКАМ ИСТОРИИ [57]
ИНФОРМАТИКА [64]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ. 6 КЛАСС [18]
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [50]
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПО ФИЗИКЕ [21]
МАТЕМАТИКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ [103]
МУЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ [26]
ОПОРНЫЕ СХЕМЫ ПО ИСТОРИИ РОССИИ [150]
РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К УРОКАМ ФИЗИКИ [18]
ТЕСТЫ ПО ФИЗИКЕ [26]
ЗООЛОГИЯ В ШКОЛЕ [230]
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ [61]
ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ [122]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » СТИХИ К УРОКАМ ИСТОРИИ

Стихотворение к уроку истории "Московский князь Георгий и Тверской князь Михаил"
21.12.2013, 12:36
В часы последние свои… Князь Дмитрий занемог.
И на пути в Переяславль был вскоре у Волок.
Постригся и монахом стал, молил грехи у Бога.
А смерть стояла, как и знал, совсем уж у порога.
Властолюбивый князь Андрей великим враз явился.
Два года правил без страстей, и вскорости женился.
Драчлив он был, но без геройств, на «Невского» похожим.
Не унаследовал всех свойств, был к людям расположен.
Владея княжеством своим, всяк урывал с другого.
Андрей не мог судьей быть им, был нрава не такого.
Пришлось ему мирить князей, и вызвав Тохту-хана.
С супругой молодой в орду отъехал князь из стана.
В суд к ним направили посла, для спора выясненья.
Рядились русские князья, не приняли решенья.
Горячим был их княжий спор, разбор дел подсудимых.
Не удержал эмоций вздор, мечом мирил родимых.
Так и закончился ничем суд русских, где судья татарин.
Хорош он был еще и тем, что был хозяин на нем — барин.
Судья забрал потом дары и с миром спорящих оставил.
Великий Князь суд поддержал, но тут же войско свое справил.
Решил мятежников смирить, однако же войну оставил.
Пришлось им мир всем заключить, так до кончины он и правил.
Пред смертью принял Князь схиму, в грехах своих раскаялся.
Народ его не возлюбил, он никому не нравился.
С кончиной князя Ярослава и Александра «Невского»
Утратились и власть, и слава над Киевом после всего.
Была столица недоступной, татары ж грабили ее.
Пытались сделать неприступной, но не давало то «зверье».
Труды ее людей несчастных сводили варвары на нет.
Вот почему церквей прекрасных так и не смог увидеть свет.
Померкла русская держава, клевало Русь то воронье.
Не выросла еще булава, что враз очистила б ее.
Однако все к тому клонило, в неволе стал народ роптать.
Не все татарам уж сходило, местами стали их и гнать.
С кончиной злобного Андрея враг из России не ушел.
Вновь, как и ранее, злодея ей наводил Большой престол.
В Москве — Георгий, сын Данилы, в Твери — племянник Михаил.
Претендовали две их силы, пока сам хан не рассудил.
С Орды вернулися не вскоре, народ весь злобой исходил.
Дрались и билися все в споре, и тут к ним прибыл Михаил.
Ему престол дался по праву, хан грамотой его скрепил.
Затем, как должно, по уставу митрополит благословил.
Не уступая Михаилу, Георгий грамоту признал.
Тот применить пытался силу, Москву, однако, не занял.
Такое русское княженье лишь было на руку врагу.
Междоусобное сраженье собой лишь силило Орду.
Но время шло и Михаилу пришлось два года жить в Твери.
Не напрягал тогда он жилу, наместники дела вели.
А тут внезапно хан скончался, князь сразу вызван был к нему.
Там ханом сын — Узбек избрался, и славен был он в их миру.
Читая летопись Востока, находишь: был достопочтим.
Магометанин — от Пророка, и в правосудии он с ним.
Татары многие хвалили Узбека и его семью.
«Узбеками» себя назвали в особый знак любви к царю.
Два года жизни Михаила прошли в Орде, как бы в плену.
За это время вряжья сила опять тревожила страну.
Пришли на север те же шведы, разграбив, Ладогу сожгли.
Корелы, точно самоеды, в Кексгольме русских извели.
И тут Георгий, не желая ждать князя с ханской стороны,
Решил, наместников меняя, добиться власти всей страны.
Сел на престол Святой Софии, где Ржевский Федор поддержал.
Дал клятву верности, в их стиле, пока той грамоты не знал.
А в ней Узбек дал Михаилу ярлык на княжества Руси.
И Новгород имел в ней силу. (Любого, кто читал, спроси…)
Для подтверждена этой силы полки моголов с ним пришли.
Под воеводством Тайтемира ярлык той власти принесли
Весть о «грозе» не колебала, стоять на смерть новгородчан.
Задача их в одном стояла — сберечь от рабства горожан.
Вступили в бой они неравный, отваги, мужества полны.
И был их бой собою славный, но не сдержали штурм волны.
В которой шли, их побеждая, полки Владимира, Твери.
Татары, стрелами играя, со стен защитников смели.
Князь Михаил, как победитель, велел изменников всех сдать.
Как побежденных повелитель, стал им условья излагать.
А те, в надежде на подмогу что к ним из Пскова, Русы шла,
Забили вновь свою тревогу, чтоб с новой силой кровь пошла.
Князь Михаил не стал их трогать, свои войска от них отвел.
Пошел назад другой дорогой, людей в дремучий лес завел.
Шли неизведанной тропою, между озер, болот и рек.
Теряли все ходьбой такою. Погибло много человек.
От голода тогда страдали, коней на пищу извели.
В пути обозы побросали, с одной пехотою пришли.
Георгий время то «страдая», три года пребывал в Орде.
Дарами хана умоляя, ярлык все ж выпросил себе.
Старейшим стал, Великим рода среди российских всех князей.
Женился на сестре Узбека и заспешил домой скорей.
С желаньем овладеть Россией, а Михаила — сокрушить.
Тверь сделать вотчиной своею и на врагов в ней счет открыть.
Но Михаил не стал и спорить. Прислал послов, чтобы спросить:
«Что хочет Князь? Зачем неволить? Уж будь Великим, так и быть!»
Ответ племянник дал войною, начав всю область пустошить.
Князь, в гневе, выходкой такою собрал совет, чтобы решить:
«Что делать в этой обстановке? Как кровь людскую не пролить?»
Бояре же ему сказали: «Ты прав пред Богом! Надо бить!»
«Возьми ты меч в свою десницу, с тобою все твои друзья!
За честь твою и за столицу с ним драться будут и князья!»
Собрались в поле две их силы. Верст сорок было до Твери.
В селе Бортново и схватились, да так, что к бегству привели.
Полки татарские с мордвою, те, что с Георгием пришли.
Взял брата в плен, с его женою. Велел потом им всем уйти.
Георгий в Новгород сбежал, просил помочь врага снести.
Бояре заявили: дескать, нельзя без хана спор вести.
Решили обратиться к хану, чтоб рассудил их княжий спор.
Георгий шел охотно к клану, князь Михаил тянул свой сбор.
Его предчувствие держало и не давало в стан идти.
А тут посольство передало, чтоб быть немедля им в пути.
Со всей семьею князь простился, свое им завещанье дал.
Как он и думал, суд свершился, лжеца тот хан и оправдал.
Был оклеветан Князь молвою, той, что Георгий волю дал.
Казнили вскоре всей Ордою, он стойко смерть свою принял.
Не обошлось без провиденья, бог наказал неверных сам.
В Твери обет об акте мщенья был сыновьями князя дан.
Георгий, зная их желанья, поход к Рязани совершил,
Добился силою признанья, союза их совместных сил.
Димитрий сил их не боялся, но думал, как врага разбить.
Тот на приманку не поддался, решил с войсками не ходить.
Взял выкуп, сыновей признанье, — в две тысячи рублей.
На то не видя основанья, пошел, чтоб выручить людей.
Те уж давно его там ждали, помог он шведов им разбить,
Что на Карелию напали, не дав спокойно людям жить.
Успеха в битве той со шведом Георгий все ж не возымел.
Дмитрий, будучи соседом, в Орде достоинство имел.
Там получил ярлык княженья на то и грамоту свою.
Георгию пришло знаменье, задумал править в их краю.
Пожаловаться решил он хану, в Орду за этим поспешил.
Ведь надо же тому случиться? Его Дмитрий там убил.
За своеволие такое хан Дмитрия не наказал.
Держал там князя он в неволе, позднее казнью растерзал.
И, несмотря на смерть такую, хан брата Дмитрия позвал.
Дал вотчину ему совсем другую, и князя братом он назвал.
А тот, по навету злобливых, все как за истину принял.
Напал на воевод строптивых, доверие не оправдал.
Узбек, узнав, предался сильно гневу,
Пройтись огнем по селам приказал.
Чтоб растекался он по городскому древу,
И тех мятежников собою покарал.


Автор Юрий Куковякин
Категория: СТИХИ К УРОКАМ ИСТОРИИ | Добавил: admin | Теги: стихи к урокам истории, урок истории в школе, методические наработки к урокам ист, дидактический материал к урокам ист
Просмотров: 1485 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru