Пятница, 29.03.2024, 17:42                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [111]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [141]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [799]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [223]
ИСТОРИЯ [109]
МАТЕМАТИКА [143]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [124]
ОБЖ [61]
ИНФОРМАТИКА [76]
БИОЛОГИЯ [122]
ГЕОГРАФИЯ [100]
ЭКОЛОГИЯ [133]
ФИЗИКА [105]
ХИМИЯ [80]
ТЕХНОЛОГИЯ [102]
ФИЗКУЛЬТУРА [114]
МХК [51]
АСТРОНОМИЯ [20]
МУЗЫКА [45]
ИЗО [115]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [67]
ДЕТСКИЕ ПЕСНИ С НОТАМИ [9]
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К УРОКАМ [271]
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА [354]
Я УЧИТЕЛЬ [62]
ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ [19]
РАССКАЗЫ ПО ИСТОРИИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ [451]
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ БИОЛОГИЯ [204]
ИНТЕРЕСНОЕ ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ [90]
ФИЗКУЛЬТУРА - ЭТО ЗДОРОВО [125]
ГЕОМЕТРИЯ [63]
ХИМИЯ [213]
ФИЗКУЛЬТУРА [25]
АЛГЕБРА [28]
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК [63]
ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ИСТОРИИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ [62]
ЗАДАЧИ ПО ИСТОРИИ [199]
ФИЗИКА [10]
СТИХИ К УРОКАМ ИСТОРИИ [32]
ИСТОРИЯ [258]
ПОДГОТОВКА К ГИА [13]
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ИСТОРИИ [65]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В НОВОМ ФОРМАТЕ [121]
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКАМ ЧЕРЧЕНИЯ [57]
ГЕОГРАФИЯ [83]
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ. МАТЕМАТИКА 11 КЛАСС [225]
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО ФИЗИКЕ [34]
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО АСТРОНОМИИ [25]
АЛГЕБРА. 7 КЛАСС [9]
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ [209]
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО МАТЕМАТИКЕ [12]
ТЕСТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ [58]
ПОДГОТОВКА К ГИА ПО МАТЕМАТИКЕ. 9 КЛАСС [31]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ [44]
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ К УРОКАМ ИСТОРИИ [57]
ИНФОРМАТИКА [64]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ. 6 КЛАСС [18]
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [50]
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПО ФИЗИКЕ [21]
МАТЕМАТИКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ [103]
МУЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ [26]
ОПОРНЫЕ СХЕМЫ ПО ИСТОРИИ РОССИИ [150]
РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К УРОКАМ ФИЗИКИ [18]
ТЕСТЫ ПО ФИЗИКЕ [26]
ЗООЛОГИЯ В ШКОЛЕ [230]
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ [61]
ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ [122]

Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » СТИХИ К УРОКАМ ИСТОРИИ

Стихотворение к уроку истории "Две столицы — два кияжества — два великих князя"
21.12.2013, 13:22
Изяслав после похорон усиленно молился,
Не ощутив внутри себя симпатий киевлян.
Под звуки восклицаний, сам в Киев он явился
И получил согласие на трон у горожан.
В то самое, не лучшее, междоусобиц время,
Известное тенденцией раздела всей Руси,
Где княжества восточные влачили тяжко бремя,
А западные земли богатствами цвели.
Но постепенно Киев утрачивал значение
Как центра всей России — столицы их «царя».
Достались Изяславу при этом назначении
Лишь города при области, судьбе благодаря.
А в это время к Северу, от Киева — к Востоку,
Степенно возвышаясь, росли вновь города.
Андрея Боголюбского, уже как бы до сроку,
Призвали во Владимире их князем быть тогда.
Любимый, уважаемый и славный в добродетели,
Уже тогда мог полностью завоевать страну.
Но не хотел он крови, как прежние родители.
И сердцем всей России назвал ту сторону.
Великое княжение открылось во Владимире,
И было то началом скрепления страны.
А к этому же времени и Ростислав, вновь в Киеве,
Открыл собой правление и с южной стороны.
Довольствуясь княжением в родном Владимирграде,
Князь Боголюбский всуе поход свой совершил.
Хотел расширить княжество на север в Новограде,
Послать туда наместником племянника решил.
На эти все деяния, смотрел с досадой в Киеве
Князь Ростислав Великий, желая мирно жить.
Однако Изяславу хотелось быть в столице,
Чтоб трон свой Государев быстрее вновь добыть.
Собрал он силы ратные из половцев границы,
Бояр единомышленных из городов призвал.
Разбил войска под Киевом и вскоре был в столице,
А Ростислав с семьею под Белгород сбежал.
Но счастье не коснулось такого победителя,
И вскоре был он вынужден из Киева удрать.
Остался без союзников, а также покровителя,
К тому же смалодушничал и смерть решил принять.
Великий Князь и Мстислав его тогда сыскали.
Нашли на поле брани, лежащего в крови.
Слезами и в рыданиях оплакали и взяли,
Чтоб схоронить по-княжески вблизи его родни.
В том горе и страданиях Князь сразу же заставил
Врагов и супостатов ему вновь присягнуть.
Виновников сражения он по домам отправил.
Уговорил Андрея град Новгород вернуть.
Князь Боголюбский мирно смотрел на все очами,
Ревниво укрепляя все княжество свое.
Свой разум превосходный использовал делами,
Систему всех уделов он отменил, как зло.
Давно уж россияне за меч свой и не брались,
Чтоб защитить Россию от множества врагов.
Болгары, шведы, половцы напасть тогда старались,
Но все были разбиты у их же берегов.
Так правили два Князя: на юге и на севере,
От запада к востоку, страну свою крепя.
У Князь Ростислав не выдержал, от старости скончался,
Андрей же задержался, судьбе благодаря.
Пока она решала, кому престол отдать,
В семье у Ростислава царила благодать.
Но все же порешили отца волю блюсти.
Волынского Мстислава на трон сей возвести.
Народ принял решение как должное, с желанием.
В душе те люди верные об этом и мечтали.
Готовые все выступить в защиту и с воззванием,
Во имя Князя бывшего не раз ведь умирали.
Не обошлось и в этот раз без мести и предательства.
Владимир в Вышегороде решил не подчиниться.
Князь от него потребовал исполнить обязательства,
Но не схотел тот дядя племяннику виниться.
Боясь от Князя мести и следуя желаниям,
Владимир перекинулся к враждебным племенам.
Те взвесили и поняли: не сбыться их стараниям,
Не поддержали дядю по всем его делам.
Отвергнутый, в изгнание он сам себя загнал.
Пришел к Андрею в Суздаль; его Князь не прогнал.
Сам, не желая видеть, Удел ему назвал,
Что был в Рязанской области, где Глеб им управлял.
И все бы было ладно, в согласьи, по добру,
Да зависть на престол тогда была всем ко двору.
Опять между князьями легла большая тень.
На гордого Мстислава велась как на плетень.
В такое замешательство свой вклад внести успел
Князь, что не знал предательства, измены не терпел.
Он княжить в город Новгород Романа посадил.
А юный сын на радостях удел свой разорил.
Андрею пе понравилось Романа назначение,
Ведь вопреки их воле Мстислав дал заключение.
А Князю Боголюбскому такое не пристало,
В защиту новгородцев направил он забрало.
И заодно разделаться с тем Князем захотел,
Чтоб править всей Россиею, а не в один Удел.
Для этого решения князей он всех поднял.
Мстиславом недовольных он в рать свою собрал.
Большое ополчение — в одиннадцать князей —
Направилось на Киев, чтоб взять престол скорей.
Два дня оборонялись Мстислав и Клобуки,
Но натиска не выдержав, оставили полки.
Так за все время давнее, впервые за века,
Открыты были настежь Златые ворота.
По Киеву гуляли свои же россияне,
По имени и отчеству такие же славяне.
И снова, как и ранее, преодолев раскол,
Мстислав пошел на Киев и смерть там приобрел.
Паденье града Киева вело новгородчан
Искать защиты вольностей хоть у самих датчан.
Восстали горожане, кляня своих князей.
Мятеж большой подняли они на много дней.
Клялись погибнуть в драке, а вольностей не сдать,
Икону Богородицы все стали целовать.
Стрелою вдруг пронзенная, она всем на виду
Слезами вдруг омылася, вселила страх врагу.
Те обратились в бегство, стремглав, со всех сторон.
Им глаз святой Марии напоминал рожон.
Так, одержав победу, вся новгородцев рать
Благодарила Боженьку — Христа родную мать.
За это учредили все ей праздник каждый год.
За то, что защитила их от тех былых невзгод.
Изгнав в борьбе Романа, не сохранил народ
К Андрею неприязни, признав его приход.
Однако свою вольность хранил и наперед,
Не позволял глумиться, соизмерял доход.
На юге же в столице все правили князья,
Смещая на престоле друг друга, как нельзя.
Андрея ненавидя, старались быть вполне
Свободными от Севера, жить сами по себе.
Решили заговорщики добиться лучшей доли,
Восстали против Князя, ворвались в его дом.
И в этой обстановке вражды и злобной воли
Убили его зверски, взбодренные вином.
Добро все расхватали, спустили все кругом,
Людей к тому призвали, чтоб грабили сей дом.
Над трупом, в огороде, стоял слуга Козьма,
Оплакивая Князя, он требовал ковра.
Чтоб тело обнаженное укрыть и схоронить,
По божески и в храме, весь ритуал свершить.
На день шестой игумен привез Андрея в храм,
Что в городе Владимире стоял для всяких драм.
С иконой Богоматери был похоронен Князь.
Судьба распорядилась так, отправив «во своясь».
А злые его мстители разграбили казну.
Кто Князем был пожалован, тем сделали войну.
Игумены, служители, чтоб прекратить борьбу,
С иконами восшествуя, молились за страну.
Просили они Бога, чтоб прекратил кутеж
И в этой важной миссии не допустил мятеж.
Пытались летописцы писать про этот год:
Как, почему Андрея вдруг невзлюбил народ?
Ведь он всегда им жаловал дары и серебро,
Был с ними милосерден, делил дань и добро.
Ответ тому явлению давали те князья,
Что, дескать, зло народное искоренить нельзя.
Оно от беззакония, его не укротить,
Одна лишь справедливость могла остановить.
Но этой справедливости
Никто, нигде не знал,
Поэтому все доброе
Народ тот забывал.

Автор Юрий Куковякин
Категория: СТИХИ К УРОКАМ ИСТОРИИ | Добавил: admin | Теги: стихи к урокам истории, урок истории в школе, методические наработки к урокам ист, дидактический материал к урокам ист
Просмотров: 1523 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru